Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 5
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3597) следующие изменения:
1) дополнить статью 11.1 абзацем вторым следующего содержания:
"Многоконтурным земельным участком является земельный участок, представляющий собой совокупность обособленных, не имеющих общих границ частей земной поверхности, отнесенных к одному целевому назначению и находящихся в собственности у одного лица (одних лиц). Границы многоконтурного земельного участка представляют совокупность замкнутых контуров, определенных в соответствии с федеральными законами. Правила, установленные настоящим Кодексом в отношении земельных участков распространяются в равной степени на многоконтурные земельные участки, если настоящим Кодексом либо федеральным законом не установлено иное.";
2) в статье 11.2:
а) дополнить пункт 1 статьи 11.2 абзацем вторым следующего содержания:
"Многоконтурные земельные участки образуются вследствие выдела из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также вследствие раздела, перераспределения или объединения многоконтурных земельных участков, выдела земельных участков в счет долей в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности более пяти лиц (далее - земельные доли)";
б) дополнить пункт 2 абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Многоконтурный земельный участок прекращает свое существование, если в результате его раздела на земельные участки, образования из него новых земельных участков, либо в результате уточнения местоположения его границ, в его составе останется единственная часть земной поверхности, граница которой представляет собой один замкнутый контур земли, а также при объединении многоконтурных земельных участков.
В случаях перераспределения или раздела многоконтурного земельного участка, а также выдела земельного участка в счет земельных долей, такой участок считается измененным и не прекращает свое существование.";
3) в статье 11.7:
а) дополнить пункт 1 предложением следующего содержания:
"Земельные участки могут быть образованы в результате перераспределения смежных земельных участков и примыкающих к ним земель";
б) абзац первый пункта 3 после слов "перераспределение земельных участков" дополнить словами "и земель";
4) статью 11.9 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Правила настоящей статьи, за исключением пункта 3, не распространяются на многоконтурные земельные участки".;
5) дополнить статьей 11.10 следующего содержания:
"Статья 11.10. Образование многоконтурных земельных участков
Многоконтурный земельный участок принадлежит собственнику земельных участков (земель), из которых он был образован, за исключением случаев выдела земельных участков в счет земельных долей. В этом случае применяются правила пункта 2 статьи 11.5 настоящего Кодекса.
Многоконтурный земельный участок может быть разделен на земельные участки, являющиеся обособленными частями земной поверхности, если это не нарушает требования к образуемым земельным участкам, установленные настоящим Кодексом и земельным законодательством. При этом право собственности на образованные вследствие раздела земельные участки принадлежит собственнику многоконтурного земельного участка, из которого они образованы, за исключением случаев выдела земельных участков в счет земельных долей. В этом случае применяются правила пункта 2 статьи 11.5 настоящего Кодекса.";
6) дополнить статьей 11.11 следующего содержания:
"Статья 11.11. Проект образования земельных участков
1. Проектом образования земельных участков является документ, определяющий границы земельных участков, которые могут быть образованы в будущем, в том числе в соответствии с соглашениями об образовании земельных участков, в соответствии с решением собственника земельных долей об их выделе и в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности более пяти лиц.
Проект образования земельных участков не составляется при наличии для данных земель утвержденных проектов межевания территории или лесоустроительной документации.
2. Проект образования земельных участков изготавливается кадастровым инженером по заказу любого лица.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления могут выступать заказчиками проектов образования земельных участков в целях:
1) предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) изъятия земельных участков, в случаях, установленных статьями 54 и 55 настоящего Кодекса;
3) осуществления перераспределения земельных участков с участием земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
4) оказания помощи гражданам при оформлении ими прав на земельные участки, являющиеся садовыми или огородными земельными участками, или являющиеся земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в собственности более пяти лиц.
3. Проект образования земельных участков состоит из графической и текстовой части. До утверждения названного проекта он должен быть сшит (сброшюрован) и скреплен печатью и подписью составившего его кадастрового инженера.
Форма проекта образования земельных участков может быть установлена органом нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений.
4. В графической части проекта образования земельных участков:
1) воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровых выписок о земельных участках, из которых предполагается образовать земельные участки;
2) указывается схематическое проектное местоположение границ образуемых земельных участков, либо границ их частей, либо уточняемых границ земельных участков, схема доступа к образуемым земельным участкам;
3) объекты местности, позволяющие понимать проектное местоположение земельных участков и условные обозначения.
5. В текстовой части проекта образования земельных участков приводятся:
1) полные имена (наименования) правообладателей земельных участков, из которых предполагается образовать земельные участки (далее - исходные земельные участки);
2) вид права на исходные земельные участки и реквизиты правоустанавливающих документов, подтверждающие данные права;
3) размер долей в праве общей собственности на исходный земельный участок, если они не установлены в правоустанавливающих документах или установлены противоречиво;
4) полные имена (наименования) правообладателей образуемых земельных участков;
5) вид прав на образуемые земельные участки;
6) расчет размера долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки;
7) расчет площадей образуемых участков, в том числе исходя из расчет почвенной ценности исходных и образуемых земельных участков в случае образования земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности более пяти лиц;
8) целевое назначение и разрешенное использование исходных и образуемых земельных участков;
6. К проекту образования границ земельного участка прилагаются:
1) документы, содержащие сведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении исходных земельных участков;
2) копии правоустанавливающих документов на исходные земельные участки;
3) копии документов, использованных при составлении проекта (схемы землеустройства муниципального образования, схемы охраны земель, материалы почвенных обследований и т.п.);
4) техническое задание или предложения к проекту, утвержденные общим собранием участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения в случае проектирования земельных участков на данных землях;
5) копии соглашений об образовании земельных участков, о перераспределении долей, установлении или упразднении сервитутов, и иных соглашений, заключаемых в связи с образованием земельных участков в соответствии с проектом, если исходным земельным участком являются земельные участки, находящиеся в частной и общей собственности, или проект составляется для перераспределения земельных участков;
6) копии документов об утверждении проекта образования земельного участка, за исключением случаев, когда утверждение осуществляется в виде надписи на проекте.
7. Проект образования земельных участков в связи с выделом земельных долей в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" может содержать сведения только в отношении выделяемых земельных участков и их правообладателей. Иные сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи включаются в него только по желанию заказчика проекта образования земельных участков.
8. В случае, если заказчиком проекта образования земельных участков выступает исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления в целях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, кадастровому инженеру должны быть предоставлены документы, предусмотренные подпунктами 1- 4 пункта 6 настоящей статьи, в том числе сведения, полученные из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
9. Проект образования земельных участков составляется в срок до шести месяцев со дня подписания договора с кадастровым инженером, если договором на осуществление кадастровых работ не установлено иное.
10. Проект образования земельных участков составляется с таким расчетом, чтобы правообладатели исходных земельных участков и заказчик кадастровых работ, если он не является правообладателем исходного земельного участка могли ознакомиться с проектом до его утверждения и представить предложения по его доработке не менее чем за месяц до дня утверждения названного проекта.
О месте и порядке ознакомления с подготовленным проектом образования земельных участков кадастровый инженер подает сообщение в порядке, предусмотренном статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
11. Если договором с кадастровым инженером предусмотрена его обязанность подготовить межевые планы образуемых земельных участков, то данные планы составляются в месячный срок со дня утверждения проекта образования земельных участков, если договором не установлено иное. В данное время не включается время, необходимое для согласования местоположения границ земельных участков, когда имеется необходимость уточнения местоположения границ земельных участков.
12. Проект образования земельных участков утверждается собственниками исходных земельных участков. Исключения составляют случаи, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 2 настоящей статьи, когда утверждение данного проекта осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, определенным федеральным законодательством.";
7) в статье 31
в пункте 5 слова "схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "проекты образования земельных участков";
в пункте 7 слова "схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденного проекта образования земельных участков";
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6) в пункте 4 статьи 34 слова "схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденный проект образования земельных участков";
7) в пункте 7 статьи 36
слова "схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденный проект образования земельных участков";
абзац второй признать утратившим силу.
8) статью 44 изложить в следующей редакции:
"Статья 44. Основания и порядок прекращения права собственности на земельный участок
1. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу его изъятия у собственника для государственных или муниципальных нужд или изъятия земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 4 настоящей статьи, а также по иным основаниям, установленным настоящим Кодексом и гражданским законодательством.
2. Земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть продан с публичных торгов в порядке, установленном статьей 54 настоящего Кодекса, если его использование осуществляется с нарушением правового режима земель, в том числе, если земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением либо его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных угодий и (или) к значительному ухудшению экологической обстановки или санитарно-эпидемиологической обстановки.
3. Земельный участок, предназначенный для строительства, может быть признан неиспользуемым и может быть продан с публичных торгов в случаях, когда он не используется на протяжении трех и более лет.
4. Земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, находящийся в частной собственности, может быть продан с публичных торгов в случаях, если такой участок признается неиспользуемым, то есть на нем более чем два года подряд не ведется сельскохозяйственное производство или иная связанная с сельскохозяйственным производством деятельность, в частности, на пашне не производятся работы, предусмотрены технологией для возделывания культур и обработки почвы, на сенокосах не производится сенокошение, на пастбищах не производится выпас скота.
С учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства в субъектах Российской Федерации и основных требований к ведению сельскохозяйственного производства, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, признаки неиспользования земельных участков устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
5. В сроки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, не включается время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств непреодолимой силы, исключающих такое использование.
Срок освоения земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, которые не включается в срок, предусмотренный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, не может составлять более двух лет.";
9) статью 45 изложить в следующей редакции:
"Статья 45. Основания и порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, по основаниям, установленным статьей 44 настоящего Кодекса для изъятия земельного участка, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. Прекращение прав на земельные участки в связи с его неиспользованием или использованием земельного участка с грубым нарушением правового режима земель осуществляется в порядке, установленном статьей 54 настоящего Кодекса.";
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8) в подпункте 2 пункта 1 статьи 47 слова "пунктах 1 и 2 статьи" заменить словом "статье";
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11) статью 54 изложить в следующей редакции:
"Статья 54. Порядок изъятия земельного участка в связи с его неиспользованием или вследствие использования земельного участка с нарушением требований в области охраны и использования земель
1. Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием земельного участка или вследствие использования земельного участка с нарушением требований в области охраны и использования земель, установленных законодательством, осуществляется:
1) исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
2. Решение о признании земельного участка неиспользуемым должно быть основано на результатах проверки использования земельного участка в ходе государственного или муниципального земельного контроля.
Копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельных участков направляется лицу, у которого изымается указанный земельный участок, в десятидневный срок со дня его принятия.
3. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по истечении двух месяцев вправе обратиться в суд с требованием о продаже земельного участка с публичных торгов либо о расторжении договора аренды или о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования земельным участком.
4. В случае, если земельный участок не используется частично, то данный участок может быть разделен на основании решения суда, по иску органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
5. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
6. Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о принудительном изъятии земельного участка, по начальной цене публичных торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
7. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в допущенных нарушениях, от предусмотренного статьей 76 настоящего Кодекса возмещения причиненного вреда.";
12) в статье 78:
а) абзац 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей";
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков представляют сведения об использовании, в том числе освоении, земельных участков в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области контроля за плодородием почв. Сведения предоставляются ежегодно до первого апреля года, следующего за годом, в течение которого осуществлялось использование земельного участка. Юридические лица, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, представляют сведения, предусмотренные настоящим пунктом, в составе годовых отчетов. Порядок предоставления сведений определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области использования земель сельскохозяйственного назначения.
Указанное в настоящем пункте требование не распространяется на граждан, использующих земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
Перечень мероприятий по освоению земельного участка определяется собственником, владельцем или пользователем земельного участка на основании проекта освоения и использования земельного участка, разработанного им с учетом рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти осуществляющим нормативное правовое регулирование в области использования земель сельскохозяйственного назначения.
13) пункта 2 статьи 80 изложить в следующей редакции:
"2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) при наследовании выморочного имущества,
3) при принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или аренды земельные участки в соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 44 настоящего Кодекса;
4) в связи образованием земельных участков из земельных долей, находящихся в государственной или муниципальной собственности.".
<< Статья 4 Статья 4 |
Статья 6 >> Статья 6 |
|
Содержание Проект федерального закона N 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.