Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
В ходе земельной реформы при реорганизации в 1992 - 1994 годах колхозов и совхозов 115 млн.га сельскохозяйственных угодий было передано в общую долевую собственность 12 млн. граждан в виде земельных долей без определения на местности границ не только этих земельных долей, но и без определения границ земельных массивов, в которых находятся земельные доли.
По этой причине до сих пор затруднен кадастровый учет и государственная регистрация прав граждан на земельные участки, формирование земельных участков.
В результате к настоящему времени из 12 млн. собственников земельных долей (115 млн.га сельскохозяйственных угодий) только 1,4 млн. этих собственников (18 млн.га) прошли кадастровый учет и государственную регистрацию своих прав на землю, выделили свои земельные доли в натуре для создания фермерских и личных подсобных хозяйств, или передали их в уставные капиталы (фонды) сельскохозяйственным организациям.
Остальные земельные доли используются сельскохозяйственными организациями на правах аренды.
Такая ситуация с земельными долями затрудняет эффективное использование земель сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также использование земельных участков в качестве залога для привлечения долгосрочных кредитов в сельское хозяйство.
В связи с этим законопроектом предлагается внести в законодательные акты Российской Федерации изменения, направленные на уточнение и упрощение процедуры формирования земельных участков в счет земельных долей, совершенствование оборота земельных долей и земельных участков, обеспечивающих целевое использование земель сельскохозяйственного назначения, позволяющие:
1. Установить четкий порядок и правила проведения общего собрания участников долевой собственности:
- определяется компетенция общего собрания (утверждение проекта образования земельных участков, списка собственников, вопросы о размере невостребованных земельных долей, о заключении договоров аренды, залога, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд);
- вводится обязанность органа местного муниципального образования организовать проведение общего собрания участников долевой собственности.
2. Уточнить порядок обращения невостребованных и выморочных земельных долей в публичную собственность и порядок их выдела:
- определяются общим собранием их площади;
- по суду передаются в муниципальную собственность.
3. Установить порядок отказа от земельной доли путем подачи заявления и документа, подтверждающего право на земельную долю:
- в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;
- земельная доля определяется в собственность муниципального района по месту расположения земельного участка.
4. Уточнить основания и порядок изъятия и вовлечения в сельскохозяйственную деятельность неиспользуемых и ненадлежащее используемых земельных участков:
- вводятся конкретные критерии по каждому виду разрешенного использования (на пашне, сенокосах, пастбищах, многолетних насаждениях);
- уточняется срок для принудительного прекращения прав сокращается;
- предусматривается продажа неиспользуемого земельного участка на основании решения суда с публичных торгов.
5. Ввести особый объект прав на землю - "многоконтурный земельный участок" - как единый объект недвижимости, что многократно сократит издержки на формирование земельных участков.
Законопроект восполняет имеющиеся проблемы в законодательстве и его принятие позволит в ближайшее время осуществить государственную регистрацию прав 19 млн. земельных долей, сформировать земельные участки на площади 110 млн.га, что обеспечит создание залоговой базы для привлечения долгосрочных кредитов в отрасль, вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, наведение порядка в земельных отношениях, и повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона N 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие проекта федерального закона N 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с предлагаемыми нормами орган местного самоуправления получает в собственность участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей. В ходе реализации этого права у органа местного самоуправления возникают обязанности по формированию списка граждан, доли которых могут быть признаны невостребованными. Кроме этого, на орган местного самоуправления возлагается обязанность подготовки и утверждения проекта образования земельных участков. Расходы органа местного самоуправления будут компенсированы за счет доходов от продажи или аренды выделенного в счет невостребованных земельных долей участка. Оценка по кадастровой стоимости земельных участков, площадь которых равна площади невостребованных земельных долей (21,7 млн. га) по данным Роснедвижимости на 01.01.2009 г. составляет примерно 366,3 млрд. руб. Часть из них может быть приобретена сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - пользователями этих земель за 15% от кадастровой стоимости, что предусмотрено ст. 12. п. 4 законопроекта. Часть участков в счет невостребованных земельных долей может быть включена в границы населенных пунктов, что создаст базу для пополнения бюджета муниципального образования, а также расширит возможности возведения доступного жилья.
Расходы муниципальных образований складываются по статьям:
выдел земельных участков (площадь невостребованных земельных долей - 21,7 млн. га.; средние расходы на 1 га - 300 руб./га.);
подготовка схем проектов образования земельных участков из земельных участков, находящихся в общей долевой собственности (20 тыс. схем; 100 тыс. руб /хозяйство);
работа по уточнению списков собственников невостребованных земельных долей (20 тыс. месяцев работы - по 1 мес. работы на уровне сельской администрации на один коллектив сособственников; 15 тыс. руб.; 1,28 - ЕСН);
расходы на почтовые открытки для извещения отсутствующих собственников (всего невостребованных примерно 2 млн. чел.; 10 руб.).
Сводная таблица расходов и доходов органов местного самоуправления на выполнение возложенных на них законопроектом функций:
Статьи доходов |
млн. руб. |
Статьи расходов |
млн. руб |
Доходы от продажи участков в счет невостребованных земельных долей (по цене 15% от кадастровой стоимости) |
54949 |
Межевание участков (по цене 300 руб./га) |
6510 |
|
|
Подготовка схем (20 тыс. схем по 100 тыс.руб./схему) |
2000 |
|
|
Уточнение списка дольщиков - собственников невостребованных земельных долей |
384
|
|
|
Рассылка почтовых открыток отсутствующим |
20 |
Итого доходов |
54949 |
Итого расходов |
8914 |
Расчеты показывают, что при реализации предлагаемых норм муниципальные образования смогут компенсировать свои расходы и получить дополнительные доходы в размере около 46 млрд. руб.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.