Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 318620-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен в целях приведения российской национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в соответствие с 40 и 9 Рекомендациями ФАТФ, которые согласно Резолюции 1617 Совета Безопасности ООН являются общепризнанными международными стандартами в области борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Изменения в статью 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации основываются на Специальной рекомендации ФАТФ N I, согласно которой каждой стране следует предпринять немедленные шаги по ратификации и полной имплементации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года (далее - Конвенция), а также немедленно имплементировать резолюции ООН, касающиеся предотвращения и пресечения финансирования терроризма.
В соответствии со статьей 2 Конвенции, финансирование терроризма - это предоставление либо сбор средств, предназначенных для совершения преступлений, указанных хотя бы в одном из договоров, перечисленных в Приложении к Конвенции.
К сфере применения Конвенции с учетом упомянутого Приложения относятся деяния, определенные в Конвенции о физической защите ядерного материала 1979 года (ратифицирована СССР в 1983 году). В статье 7 Конвенции о физической защите ядерного материала указано, что правонарушением, наказуемым каждым государством-участником в рамках своего национального законодательства, является "преднамеренное совершение:
а) без разрешения компетентных органов действия, такого, как получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет за собой или может повлечь смерть любого лица или причинить ему серьезное увечье, или причинить существенный ущерб собственности;
b) кражи ядерного материала или его захвата путем грабежа;
c) присвоения или получения обманным путем ядерного материала;
d) действия, которое представляет собой требование путем угрозы силой или применения силы или с помощью какой-либо другой формы запугивания о выдаче ядерного материала".
Таким образом, деяния, ответственность за которые установлена в статье 220 ("Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами") и статье 221 ("Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ") УК РФ, подпадают под действие Конвенции о физической защите ядерного материала.
В связи с этим в целях реализации международных обязательств Российской Федерации, принятых в результате ратификации Конвенции 1999 года, а также упомянутой Специальной рекомендации ФАТФ, необходимо внести изменение в пункт 1 примечаний к статье 205-1 УК РФ, дополнив содержащийся в нем перечень преступлений статьями 220 и 221 УК РФ.
Проект также предусматривает дополнение статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которая устанавливает основания включения юридических лиц и граждан в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, основаниями для исключения из данного перечня лиц, утративших общественную опасность. Отсутствие подобной нормы в действующей редакции Федерального закона влечет за собой нарушения конституционных прав и свобод лиц, в настоящее время являющихся законопослушными гражданами, однако продолжающих формально значиться в перечне. Целесообразность введения предлагаемой нормы подтверждается потребностями правоприменительной практики.
Кроме того, в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций предусматривается публикация в официальных изданиях некоторых частей перечня.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" потребуется внесение изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.