Официальный отзыв Аппарата Правительства РФ
на проект федерального закона N 318620-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы М.И. Гришанковым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона, Законопроект направлен на приведение российской национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма а соответствие с рекомендациями Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) и на усиление ответственности организаций и их должностных лиц за несоблюдение требований законодательства в указанной сфере.
Законопроектом предлагается расширить установленный в примечании 1 к статье 205' Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) перечень преступлений, применительно к которым выполнение определенных действий квалифицируется как финансирование терроризма, и включить в данный перечень преступления, предусмотренные статьей 220 (Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами) и статьей 221 (Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ) УК.
Кроме того, предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), предусматривающие обязательность размещения в компьютерной сети "Интернет" на соответствующих сайтах и опубликования в отдельных официальных периодических изданиях перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму, а также корректирующие основания для включения в указанный перечень организаций и физических лиц и устанавливающие основания для исключения из данного перечня организаций и физических лиц.
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в части регламентации ответственности юридических и физических лиц за различные нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, одновременно уточнив полномочия должностных лиц органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, по составлению протоколов о совершении указанных правонарушений.
С учетом актуальности проблемы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма концепция законопроекта заслуживает поддержки.
Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания.
Предложение законопроекта о дополнении примечания I к статье 205' УК не учитывает необходимость одновременной соответствующей корректировки абзаца четвертого статьи 3 Федерального закона, определяющего понятие "финансирование терроризма".
Положения абзацев одиннадцатого и девятнадцатого статьи 2 законопроекта, предусматривающей внесение изменений в пункт 2 статьи 6 Федерального закона, по существу, дублируют иные нормы указанной статьи законопроекта. При этом в абзаце пятнадцатом данной статьи слово "террористическую" необходимо заменить словом "экстремистскую", поскольку суд (с учетом положений абзаца седьмого указанной статьи) принимает решение по заявлению соответствующих должностных лиц и органов о приостановлении деятельности организации в связи с привлечением ее к ответственности за экстремистскую деятельность.
Составы административных правонарушений, предусмотренные в предлагаемых законопроектом редакциях статей 15.27 и 15.271 КоАП (пункты 1 и 2 статьи 3 законопроекта), не достаточно четко разграничены, что создаст трудности при квалификации соответствующих деяний на практике.
Поскольку состав административного правонарушения, предусматриваемый статьей 15.27 КоАП, сформулирован шире, чем состав административного правонарушения, предлагаемый в статье 15.27 КоАП, и санкции, содержащиеся в статье 15.271, поглощают санкции статьи 15.27, отсутствует необходимость в выделении двух различных статей в предложенной редакции.
Представляется необоснованным существенное различие между минимальными и максимальными размерами административных штрафов, налагаемых за совершение административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями в редакции законопроекта,
Кроме того, в санкции части второй статьи 15.27 КоАП, предлагаемой законопроектом, необходимо определить в рамках, установленных статьей 3.11 КоАП, срок дисквалификации. При этом следует учитывать, что согласно статье 3.11 КоАП дисквалификация назначается судьей.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Учитывая, что законопроектом предполагается наделение ряда федеральных органов исполнительной власти полномочиями по рассмотрению дел о соответствующих административных правонарушениях, полагаем целесообразным уточнить данное финансово-экономическое обоснование положением о том, что указанные полномочия будут реализовываться заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект с учетом высказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.