Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 110666-5 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" разработан с целью привести пенсионное законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации и установить действие норм Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по зачету в стаж "нестраховых" периодов - это учеба по подготовке к профессиональной деятельности и уход за ребенком-инвалидом.
Решение вопроса касается 11,65% пенсионеров. Но у граждан сам факт нарушения принципов законодательства в части придания закону обратной силы вызывает неприятие и вселяет недоверие к государству как гаранту конституционных прав гражданина России.
Во многих государствах подготовка к профессиональной деятельности поощряется на государственном уровне, в том числе через пенсионное обеспечение. Это объяснимо, так как период обучения, как неотъемлемая часть профессиональной подготовки, является начальным этапом трудовой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что профессиональная деятельность во многих сферах (например, медицина) невозможна без получения соответствующего образования. Причем в фабрично-заводских училищах и ремесленных училищах при подготовке кадровых рабочих обучение фактически проходило на предприятиях в режиме трудовой деятельности. Категория обучавшихся в фабрично-заводских училищах и ремесленных училищах составляет 47% от пенсионеров, имеющих периоды учебы.
Особо отмечаем, что 65,4% от пенсионеров, кто имеет периоды учебы, по 1948 год рождения и ранее. Эта категория людей, которых коснулись тяготы войны и послевоенного времени, и для многих из них на государственном уровне не установлена какая-либо социальная поддержка.
Более 70% получателям пенсии, подпадающих под действие вносимых изменений, пенсия была назначена уже с учетом периодов учебы и ухода за детьми-инвалидами, а после 1 января 2002 года из стажа были исключены указанные периоды. Поверив в свое время государству, эти люди сегодня потеряли в размере пенсии, так как стаж уменьшился и доработать свой стаж действующий закон не дает возможности.
2008 год объявлен годом семьи. Одной из самых нуждающихся категорий являются семьи, имеющие детей-инвалидов. Зачастую для матери ребенка-инвалида заработать трудовой стаж означало обречь ребенка на страдание. Как правило, родитель не работает и занимается уходом за ребенком с тяжелой формой болезни, поэтому данная категория очень незначительная: всего по Удмуртской Республике - 189 человек, по Российской Федерации - около 17 тысяч человек. Решение вопроса по зачету в стаж периодов ухода за ребенком-инвалидом важно для семьи и социально значимо для гражданского общества.
Предлагаемый проект устраняет недостатки Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и приводит пенсионное законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Расчет требуемых средств сделан исходя из следующих данных: Всего получателей пенсии, у которых есть периоды учебы 11,65% от общего количества пенсионеров, из них:
- имеют 1 год учебы - 2,45% ,
- имеют 2 года учебы - 3,02%,
- имеют 3 года учебы - 1,9%,
- имеют 4 года учебы - 2,04%,
- имеют 5 лет учебы - 1,26%,
- имеют 6 лет учебы и более - 0,9%
Средняя стоимость одного года учебы в месяц составляет 47 рублей (стоимость одного года учебы на апрель 2008 года при соотношении зарплат: 1,2 - 54 руб., 1,1 - 49 руб., 1,0 - 45 руб., 0,95 - 42 руб.,0,9 - 40 руб.).
В Российской Федерации около 36 миллионов получателей пенсии, для зачета в стаж учебы потребуется дополнительно годовых расходов:
за 1 год учебы - 36 млн. х 2,45% х 47 руб. х 12 месяцев = 497448000 рублей
за 2 года учебы - 36 млн. х 3,02% х 94 руб. х 12 месяцев = 1226361600 рублей
за 3 года учебы - 36 млн. х 1,9% х 141 руб. х 12 месяцев = 1157328000 рублей
за 4 года учебы -36 млн. х 2,04% х 188 руб. х 12 месяцев = 1656806400 рублей
за 5 лет учебы - 36 млн. х 1,26% х 235 руб. х 12 месяцев = 1279152000 рублей
за 6 лет учебы - 36 млн. х 0,9% х 282 руб. х 12 месяцев = 1096416000 рублей
Итого: 6913512000 рублей в год, из них 17% уже имеют стажевой коэффициент 75% и годы учебы не повлияют на их размер пенсии, поэтому на покрытие дополнительных расходов при зачете в стаж периодов учебы потребуется около 5738214960 рублей в год.
Получателей пенсии, которые имеют период ухода за ребенком-инвалидом, всего 0,047% от общего количества пенсионеров, что составляет около 17 тысяч человек по Российской Федерации.
По статистическим данным средний период ухода за ребенком-инвалидом составляет 5 лет. Для зачета в стаж периодов ухода за ребенком-инвалидом потребуется средств на год: 17000 человек х 47 руб. х 5 лет х 12 месяцев = 47940000 рублей.
Всего для реализации Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" дополнительно потребуется из федерального бюджета примерно 5786154960 рублей (5,8 млрд. рублей) в год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в подзаконные нормативные правовые акты, не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.