Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 322318-5 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в части запрета на использование генно-инженерно-модифицированных организмов в продуктах детского питания"
Досье на проект федерального закона
По данным НИИ педиатрии, в России на данный момент 70% младенцев находятся на искусственном вскармливании. Это значит, что здоровье многих российских детей зависит от того, насколько качественной будет это "искусственная" еда.
Иммунная система человека окончательно формируется только к 12-14 годам, а кишечная флора, адаптированная к "взрослой" пище - к 3-м годам. Слизистая оболочка пищеварительного тракта ребенка обладает повышенной проницаемостью для питательных веществ. Это компенсируется высоким содержанием разнообразных иммуноглобулинов и лимфоцитов в крови и слизистой оболочке кишечника ребенка. Детский организм остро реагирует на "чужие" белки, к которым он не адаптирован, отсюда - особенно высокая чувствительность к аллергенам.
Особое беспокойство вызывают продукты детского питания, в состав которых входят соевые ингредиенты. Сегодня соевые масла, соевая мука, соевые изоляты используются в большинстве детских молочных смесей, в продуктах на основе злаков, мясных и рыбных консервах. Между тем, аллергия на генетически модифицированную сою может вызвать хронические заболевания. Среди них экзема и угревая сыпь, синдром раздраженного кишечника, проблемы пищеварения, хроническая усталость, головные боли, неврологические проблемы.
Так, например, после многолетних исследований специалисты клиники педиатрии при Корнельском университете смогли доказать, что кормление детей ГМ-соевыми продуктами увеличивает риск заболеваний щитовидной железы как минимум в 3 раза, не говоря о том, что накапливаемые эффекты ГМО пока вообще изучены не достаточно, чтобы делать выводы о безопасности трансгенной продукции.
В Российской Федерации на данный момент уже действует ряд ограничений на использование ГМО в детском питании. Соответствующие запреты прописаны в некоторых технических регламентах, между тем, эти ограничения пока не могут охватить весь спектр реализуемой продукции, предназначенной для детей грудного и младшего дошкольного возраста. Кроме того, огромная доля рынка детского питания приходится на продукцию иностранных компаний-производителей, уже ни раз уличенных в использовании ГМО в выпускаемом детском питании, несмотря на официальное декларирование отказа от использования таковых.
В частности в "черный список" попадали такие крупнейшие производители, как Unilever (Юнилевер), Danon (Данон), Similac (Симилак), Nestle (Нестле), Nutrilon (Нутрилон).
Если обратиться к мировому опыту, то в странах Евросоюза запрещено производство и ввоз на территорию детского питания, содержащего ГМО. В Италии, первой озаботившейся проблемой влияния генно-модифицированной продукции на здоровье подрастающего поколения, мораторий на использование ГМО для специального питания грудных младенцев и детей младшего возраста Декретом Президента республики введен еще 7 апреля 1999 г.
Перспективы вступления РФ в ВТО являются дополнительным фактором риска расширения российского рынка ГМО-продуктов, включая продукцию детского питания. Даже между ЕС и США до сих вопрос ограничения оборота генно-модифицированных продуктов до конца не урегулирован. США - одна из немногих стран в мире, в которой практические не действуют ограничения на использование и выращивание ГМО, а также отсутствуют требования специальной маркировки трансгенных продуктов питания. Если учесть, что сейчас две трети всех ГМ культур в мире выращиваются в США, то нет ничего удивительного в том, что эта страна так активно борется за либерализацию правил оборота ГМО-продуктов во всем мире. В случае вступления в ВТО введение дальнейших ограничений на использование ГМО даже в детском питании для Российской Федерации будет почти невозможным. Уже сейчас в мире есть весьма печальный опыт ряда стран, попавших в зону ГМО-экспансии, не успев установить необходимые запреты до вступления в ВТО. Даже ряд европейских стран, несмотря на "защиту" довольно мощного европейского законодательства в области регулирования оборота генно-модифицированной продукции, сталкивались с весьма активным противодействием представителей ВТО при введении дополнительных ограничений на ввоз производство генно-модифицированных продуктов. Достаточно вспомнить волну протеста со стороны ВТО против введенного в 2006 году Польшей моратории на ввоз и производство любой ГМО-продукции на территорию страны. Российская Федерация, не будучи членом ЕС, в этом смысле столкнется с еще большими сложностями при ужесточении законодательства в области ГМО.
На основании изложенных аргументов, законопроектом предлагается запретить использование генно-модифицированных организмов в продуктах детского питания, произведенных или ввезенных на территорию нашей страны. Соответствующие изменения вносятся в ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Данная мера позволит более эффективно осуществлять всеохватывающий контроль столь важного сегмента рынка продуктов питания.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона N 322318-5 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в части запрета на использование генно-инженерно-модифицированных организмов в продуктах детского питания"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в части запрета на использование генно-инженерно-модифицированных организмов в продуктах детского питания" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона N 322318-5 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в части запрета на использование генно-инженерно-модифицированных организмов в продуктах детского питания"
В связи с принятием данного Федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.