Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Правила дорожного движения в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
По имеющейся официальной статистике, за 10 лет, с 1996 по 2005 гг., в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах Российской Федерации погибли около 315 тыс. человек, около двух миллионов получили увечья. Количество погибших в результате ДТП в РФ составило треть от всех погибших в Европе.
На высокую аварийность также влияют: непрерывный рост численности автопарка России (к 2012 году количество зарегистрированных автомобилей достигнет 40 миллионов единиц), изношенная дорожная инфраструктура, отсутствие стандартов и правил расположения дорожных знаков, светофорных объектов и полос разметки на дорожном покрытии.
Пострадавшие в ДТП относятся к наиболее активной, трудоспособной части населения государства. Дорожно-транспортный травматизм является также причиной высокой смертности среди детей и молодежи в возрасте от 15 до 29 лет, что подрывает демографический потенциал страны.
Дорожно-транспортная аварийность наносит значительный ущерб и экономике страны. По оценкам специалистов, ежегодные потери от ДТП в последнее время составляют около 3 миллиардов рублей, то есть примерно 2,4 - 2,6 процента ВВП. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, ущерб от дорожно-транспортных происшествий угрожает национальной безопасности России.
Многие положения принятых Правительством нормативных актов содержат ряд ограничений и запретительных норм, в то время как в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства.
На сегодняшний день действующие Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства, являются подзаконным актом. В то же время в большинстве стран Европы, Америки, Азии правила движения и поведение водителей, пешеходов и других участников дорожного движения являются публичным правом, которым придан статус закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090
Обращает на себя внимание и тот факт, в Российской Федерации закрепилась практика, при которой работа над ПДД поручается органам исполнительной власти, осуществляющим контроль за участниками дорожного движения, и ни Государственная Дума РФ, ни судебные органы, ни политические партии и, естественно, граждане РФ, не могут участвовать в их подготовке и совершенствовании.
Таким образом, в Российской Федерации отсутствует публичное право, касающееся отношений, возникающих в сфере дорожного движения. Многоплановость дорожно-транспортных отношений, неограниченное число субъектов этих отношений требует создания единой системы законодательства, фундаментальной основой которого мог бы стать Федеральный закон о правилах дорожного движения.
Совершенно очевидно, что ПДД должны обрести статус федерального закона, пройти процедуру экспертизы в профильных комитетах и комиссиях Государственной Думы, Общественной палаты, органах власти субъектов Российской Федерации, что полностью исключит субъективный фактор правоприменительной практики и непубличный характер вносимых изменений в ПДД.
Процедура публичного обсуждения предлагаемого проекта Федерального закона, регулирующего вопросы, связанные с определением прав и обязанностей участников дорожного движения, защищающего их права и законные интересы, усилит легитимность правоотношений, возникающих на дорогах России, сделает их более прозрачными и цивилизованными.
Практика формирования ПДД в последнее время носит ярко выраженный обвинительный уклон, направленный на ужесточение ответственности только водителей, в то время как государственные органы власти и управления, отвечающих за организацию дорожного движения в соответствии с ФЗ - N 196 "О безопасности дорожного движения", никакой ответственности де-факто не несут. По сути, сегодняшняя правоприменительная практика, включая судебные рассмотрения, по причине нечеткости формулировок ПДД дает серьезные преференции контролирующим инстанциям, которые продолжают корректировать Правила дорожного движения для более удобного ведомственного исполнения.
Во избежание серьезных разногласий авторы предлагают взять за основу предлагаемого законопроекта большинство норм, уже существующих ПДД, которые можно будет совершенствовать и дополнять необходимыми правовыми нормами, регламентирующими стандарты дорожного строительства и инфраструктуры, дорожной разметки и светофорных объектов, дорожной информации и иных объектов, влияющих на безопасность движения в РФ.
Принятие Федерального закона, публично регулирующего общественные отношения в сфере дорожного движения, - необходимая мера, призванная поставить барьеры на пути коррупции в этих отношениях, а также обеспечить дальнейшее развитие России как правового государства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Правила дорожного движения в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "Правила дорожного движения в Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Правила дорожного движения в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Правила дорожного движения в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.