Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 326106-5 "Консульский устав Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" (далее - законопроект) определяются правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите интересов Российской Федерации, прав граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за рубежом.
В настоящее время основным нормативным правовым актом, регламентирующим консульскую деятельность за рубежом и применяемым в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, является Консульский устав СССР 1976 года, многие положения которого перестали отвечать реалиям современных общественных отношений и соответствовать требованиям динамично развивающегося законодательства. Существенным фактором, обусловливающим необходимость актуализации правовой базы консульской деятельности, является значительно возросшее количество граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж на короткий срок или проживающих там постоянно.
Законопроект носит кодифицирующий характер, в нем систематизируются ключевые нормы различных отраслей законодательства, регламентирующие деятельность консульских должностных лиц.
Законопроект состоит из шести глав, содержащих положения об основных задачах и организации консульской деятельности, о совершаемых консульских действиях, о статусе и функциях почетного консула Российской Федерации.
Наиболее емкой и значимой с точки зрения регламентации деятельности консульских учреждений Российской Федерации по защите интересов Российской Федерации, прав граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за рубежом является глава 4 "Действия по выполнению консульских функций".
В указанной главе законопроекта, в частности, предусматривается установить полномочия консульских должностных лиц по рассмотрению вопросов гражданства Российской Федерации, совершению нотариальных действий, оформлению и выдаче паспортно-визовых документов, регистрации актов гражданского состояния, оказанию содействия в реализации избирательных прав граждан.
Кроме того, законопроектом предлагается определить действия консульских должностных лиц в отношении граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести, а также закрепить полномочия консульских должностных лиц по вопросам усыновления (удочерения) граждан Российской Федерации, установления опеки и попечительства над находящимися на территории консульского округа недееспособными и ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами Российской Федерации.
В законопроекте также отражены вопросы взаимодействия консульских должностных лиц с экипажами морских и воздушных судов, военных кораблей и военно-вспомогательных судов и целый ряд других вопросов, связанных с защитой прав граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за рубежом.
Принятие федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" позволит оптимизировать деятельность консульских учреждений Российской Федерации за рубежом и решить многие практические вопросы, касающиеся их деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Положения законопроекта в части, касающейся освобождения федеральных органов государственной власти и отдельных категорий граждан от уплаты консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов, взимаемых в связи с совершением консульских действий, предусматривается реализовать в рамках исполнения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" потребует признания утратившими силу пунктов 2 - 4, 12-15 части первой статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.
Данное положение предусмотрено статьей 39 законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.