Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 326124-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа" (далее - законопроект) разработан Минобрнауки России в соответствии с пунктом 15 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2009 год, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1081.
Законопроект направлен на совершенствование механизма решения вопросов, связанных с помещением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее - специальные учреждения), а также их пребывания в указанных учреждениях, который позволит обеспечить необходимую комплексную психолого-медико-педагогическую реабилитацию данных несовершеннолетних.
Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 15, 26, 27 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон), в статью 92 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), в статьи 421 и 432 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Законопроектом предлагается:
1) регламентировать порядок проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, для решения вопроса о возможности их помещения в специальное учреждение в случае, если несовершеннолетние или их законные представители не дали согласия на проведение такого освидетельствования.
Возможность проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних без их согласия или согласия их законных представителей предусмотрена статьей 26 Федерального закона. Однако порядок его проведения до настоящего времени не установлен.
В связи с этим законопроект определяет порядок обращения должностных лиц в суд с заявлением о проведении освидетельствования несовершеннолетнего в недобровольном порядке, а также порядок и сроки принятия судьей решения о проведении указанного освидетельствования.
2) установить порядок назначения и проведения в рамках уголовного судопроизводства медицинского освидетельствования несовершеннолетних, совершивших преступления, для решения вопроса о возможности освобождения их от наказания с помещением в специальное учреждение в соответствии со статьей 92 УК РФ.
В настоящее время уголовно-процессуальное законодательство этот порядок не регламентирует, что на практике создает проблемы с применением указанной нормы УК РФ.
Согласно законопроекту медицинское освидетельствование несовершеннолетнего с целью установления наличия или отсутствия у него заболеваний, препятствующих его содержанию и обучению в специальном учреждении, будет проводиться в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя. Заключение о результатах медицинского освидетельствования несовершеннолетнего будет представляться в суд с материалами уголовного дела.
3) уточнить порядок определения и исчисления срока пребывания несовершеннолетних в специальном учреждении.
С этой целью в статью 15 Федерального закона, статью 92 УК РФ и статью 432 УПК РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми несовершеннолетние будут направляться в специальное учреждение на основании постановления судьи или приговора суда на три года, но не более чем до достижения ими возраста восемнадцати лет.
Прекращение пребывания несовершеннолетних в специальном учреждении до достижения ими возраста восемнадцати лет или до истечения максимального трехлетнего срока будет осуществляться судом на основании совместного мотивированного представления (заключения) администрации указанного учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанное представление (заключение) будет основываться на заключении психолого-медико-педагогической комиссии специального учреждения о результатах реабилитационной работы с несовершеннолетним.
В целях защиты прав несовершеннолетних законопроектом устанавливается обязанность администрации специального учреждения совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав направлять в суд мотивированное представление о целесообразности либо нецелесообразности досрочного прекращения пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении не реже одного раза в шесть месяцев (начиная со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учреждение).
Введение указанных норм позволит предотвратить помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение на чрезмерно ограниченный срок без возможности продления срока его реабилитации, а также устранить нормы, фактически приравнивающие специальные учреждения к учреждениям уголовно-исполнительной системы и способствующие ошибочному восприятию помещения в специальное учреждение как одного из видов наказания несовершеннолетних.
Для обеспечения безусловного исполнения судебного решения о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия в виде помещения в специальное учреждение, обеспечения его полноценной реабилитации статья 15 Федерального закона дополняется нормой, предусматривающей возможность восстановления судом срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, пропущенного в результате уклонения несовершеннолетнего от пребывания в указанном учреждении.
Также законопроект устанавливает порядок исчисления срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, включая определение дня начала исчисления указанного срока и дня его окончания;
4) уточнить перечень материалов, направляемых в суд для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетних в специальное учреждение, установленный статьей 27 Федерального закона.
Для обеспечения всестороннего исследования особенностей личности несовершеннолетнего, в отношении которого рассматривается вопрос о помещении в специальное учреждение, указанный перечень материалов дополняется заключением психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетнего, содержащим рекомендации по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания;
5) дополнительно регламентировать вопросы помещения в специальное учреждение несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних, имеющих заболевания, вызывающие необходимость их содержания и обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях закрытого типа (далее - несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья).
В целях расширения возможностей реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, совершивших общественно опасные деяния, и приведения действующего законодательства в соответствие со сложившейся практикой, предлагается закрепить в статье 15 Федерального закона возможность создания в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа специальных (коррекционных) классов (групп) для таких несовершеннолетних.
Кроме того, предлагается установить, что категории несовершеннолетних, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа, будут определяться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
6) устранить противоречия между Федеральным законом и УК РФ в части определения категорий несовершеннолетних, которые могут быть помещены в специальное учреждение.
С этой целью в статью 15 Федерального закона предлагается внести изменения, предусматривающие возможность помещения в специальное учреждение несовершеннолетних, осужденных за совершение тяжких преступлений и освобожденных судом от наказания в порядке, предусмотренном статьей 92 УК РФ.
Принятие законопроекта позволит обеспечить реализацию прав несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, требующих специального педагогического подхода, при помещении их в специальное учреждение и проведении индивидуальной профилактической работы с ними в указанном учреждении устранить противоречия и разночтения, связанные с толкованием некоторых положений законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих указанные вопросы, а также с практикой их применения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа" не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.