Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 323006-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ, Закон) число организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в России существенно сократилось. Резкое сужение рынка связано, в первую очередь, с установлением в качестве лицензионного высокого имущественного требования к размеру чистых активов организатора азартных игр (до 600 миллионов рублей), а также введением ограничений в отношении мест осуществления деятельности и порядка организации помещений игорных заведений.
Вместе с тем, несовершенство отдельных положений Закона создает для немногочисленных действующих лицензиатов, а также соискателей лицензии серьезные препятствия в развитии бизнеса и порождает споры между участниками рынка и органами государственного контроля и надзора по вопросам законности осуществления данного вида деятельности.
В действующей редакции Закона отсутствует определение понятия и правового статуса пункта приема ставок букмекерской конторы и тотализатора. При этом структура функционирования букмекерских контор и тотализаторов как в России, так и в других странах мира строится по сетевому принципу, когда букмекерская контора обладает головным офисом и рядом обособленных подразделений. В головном офисе букмекерской конторы располагается квалифицированный персонал, формирующий перечень событий и условия пари, касса букмекерской конторы и специальное оборудование, обеспечивающее ведение учета ставок, фиксацию наступления события, являющегося условием пари, и определение сумм выигрышей для каждого участника азартной игры. В обособленных подразделениях, т.е. в пунктах приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, организатором азартных игр на основе данных, поступивших из головного офиса букмекерской конторы (тотализатора), принимаются ставки и выплачиваются выигрыши, т.е. производятся операции с денежными средствами.
Таким образом, по своему функциональному назначению пункты приема ставок выполняют лишь часть функций букмекерской конторы.
Ввиду отсутствия в Законе определения понятия "пункт приема ставок букмекерской конторы (тотализатора)", распространение на фактически существующие пункты требований, предъявляемых Законом к игорным заведениям, затруднительно. Вместе с тем принятие организаторами азартных игр денежных средств и выплата выигрышей в пунктах приема ставок нередко квалифицируется контролирующими органами в качестве нарушения лицензионных правил и условий.
Законопроект направлен на устранение вышеуказанной неопределенности и нормативное закрепление правового статуса пункта приема ставок букмекерской конторы (тотализатора).
Установленный законом запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, фактически сделал невозможным не только проведение азартных игр с использованием указанных средств и сетей связи, но стал препятствием в установлении связи между обособленными подразделениями организатора азартных игр, что затронуло прежде всего деятельность букмекерских контор и тотализаторов, организованных по сетевому принципу.
Буквально следуя норме Закона, организаторы азартных игр сегодня лишены права использовать возможности сетей и средств связи для осуществления подготовительных и вспомогательных мероприятий либо внутренних нужд, никак не связанных с конкретными азартными играми (внутренняя статистика, управленческая отчетность, взаимоотношения между подразделениями организации и пр.). Взаимодействие с участниками азартных игр по вопросам выплаты выигрыша, графику работы и прочим, не касающимся заключения пари, также не допускается законодательным запретом.
В законопроекте предлагается уточнить вышеприведенное ограничение, допустив использование информационно-телекоммуникационных сетей и сети "Интернет" для передачи информации между подразделениями букмекерских контор и тотализаторов.
Предлагаемый законопроект предусматривает следующее:
1) определение понятия "пункт приема ставок букмекерской конторы (тотализатора)", под которым понимается специально оборудованное место (помещение), расположенное вне кассы букмекерской конторы (тотализатора), где принимаются ставки пари, выплачиваются выигрыши и организуется предоставление информации о принятых ставках и выплаченных выигрышах по сетям связи или информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе сети "Интернет", в кассу букмекерской конторы (тотализатора);
2) определение требований к содержанию служебной зоны и зоны обслуживания участников азартных игр в пунктах приема ставок букмекерской конторы (тотализатора).
Принятие предлагаемых изменений будет способствовать единообразному пониманию норм Закона субъектами регулируемых правоотношений, что позволит повысить эффективность государственного контроля за деятельностью организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не повлекут изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует внесения изменений, признания утратившими силу и приостановления актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.