Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52, ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30) следующие изменения:
1) дополнить статью 5 пунктами 5 и 6 следующего содержания:
"5. Ледокольное обеспечение мореплавания, в том числе по трассам Северного морского пути, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению имуществом в сфере морского транспорта.
6. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, к ледокольному обеспечению мореплавания, за исключением трасс Северного морского пути, могут привлекаться суда, плавающие под флагами иностранных государств.";
2) в статье 6:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Государственный надзор за торговым мореплаванием возлагается на федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере транспорта.";
б) в пункте 2:
в абзаце первом слова "в области транспорта" заменить словами "по надзору в сфере транспорта";
в абзаце четвертом слова ", за исключением членов экипажей судов, используемых для рыболовства" исключить;
в абзаце пятом слова "и прав на них" заменить словами ", прав на них и сделок с ними";
абзац восьмой дополнить словами "и безопасностью портовых гидротехнических сооружений";
в) пункт 3 признать утратившим силу;
3) в статье 10 слова "статей 23, 27, 320, 326, 331 и 359" заменить словами "статей 23, 27, 326, 336.6 - 336.8 и 359";
4) в статье 11:
а) в пункте 1 цифры "320, 331," исключить;
б) в абзаце третьем пункта 2 слова "указанных в статьях" заменить словами "предусмотренных статьями";
5) в статье 15:
а) в абзацах четвертом и пятом пункта 2 слово "собственника" заменить словом "регистрации";
б) в абзаце первом пункта 3 слова "в области транспорта" заменить словами "по надзору в сфере транспорта";
6) в абзаце первом пункта 2 статьи 19 слова "в области транспорта" заменить словами "по надзору в сфере транспорта";
7) в пункте 2 статьи 23 слово "тонн" исключить;
8) в абзаце первом пункта 1 статьи 27 слово "тонн" исключить;
9) в наименовании главы III слова "и прав на них" заменить словами ", прав на них и сделок с ними";
10) в статье 33:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.
Право собственности и иные вещные права на судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов (за исключением права на судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру), ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в Российском международном реестре судов.
Регистрация в Российском международном реестре судов судна, в отношении права собственности и иных вещных прав на которое установлены ограничения (обременения), и исключение из указанного реестра такого судна осуществляются с согласия в письменной форме лица, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение).";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Регистрация в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге права собственности и иных вещных прав на судно, ограничений (обременений) этих прав, их возникновение, переход и прекращение является единственным доказательством существования зарегистрированных прав, ограничений (обременений) и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.";
в) в абзаце втором пункта 4 слова "и прав на них в морских портах" заменить словами ", прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов";
11) в абзаце втором пункта 3 статьи 37 слова "и прав на них" заменить словами ", прав на них и сделок с ними";
12) в статье 46:
а) в наименовании слова "и прав на него" заменить словами ", прав на него и сделок с ним";
б) абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. В регистрации судна, прав на него и сделок с ним может быть отказано в случае, если:";
в) в абзаце четвертом слова "прав на судно" исключить;
г) в абзаце седьмом после слов "на судно" дополнить словами "и сделки с судном", после слова "правами" дополнить словами "и сделками";
13) в пункте 4 статьи 54 слова "соответственно федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере транспорта";
14) в пункте 3 статьи 57 слова "Правительством Российской Федерации" заменить словами "в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации";
15) статью 69 изложить в следующей редакции:
"Статья 69. Возбуждение уголовного дела и осуществление неотложных следственных действий капитаном судна
Капитан судна, находящегося в дальнем плавании, возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.";
16) дополнить статьей 69.1 следующего содержания:
"Статья 69.1. Действия капитана судна в отношении лиц, совершивших незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства
Капитан судна может передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства. В этом случае капитан судна обязан, если это практически осуществимо, по возможности до входа судна в территориальное море иностранного государства направить в его компетентные органы уведомление о своем намерении передать им такое лицо и причинах его передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.";
17) абзац двенадцатый статьи 76 изложить в следующей редакции:
"расследование аварий или инцидентов на море, которое осуществляется в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.";
18) статью 79 изложить в следующей редакции:
"Статья 79. Государственный портовый контроль за судами
1. Государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, и за судами, выходящими в море, осуществляет капитан морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
2. В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта подвергает судно осмотру.
3. В целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна, капитан морского порта проводит контрольный осмотр судна.
4. Порядок осуществления государственного портового контроля судов в морском порту и ведения централизованного учета такого контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";
19) статью 82 изложить в следующей редакции:
"Статья 82. Строительство в зоне действия средств навигационной обстановки
Строительство в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области обороны, а в случаях, предусмотренных абзацем одиннадцатым статьи 76 настоящего Кодекса, также с капитаном морского порта.";
20) в статье 88:
а) в пункте 1 слова "в пределах своей компетенции осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства" заменить словами "осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере транспорта";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью организаций по лоцманской проводке судов федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере транспорта вправе принимать решение:
об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;
об обращении в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, не отвечающих требованиям к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.";
21) в статье 89 слова "и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства" исключить;
22) в пункте 2 статьи 104 слова "его собственного действия" заменить словами "ее собственных действий";
23) в пункте 1 статьи 123:
слова "соответственно" и "и федерального органа исполнительной власти в области рыболовства" исключить;
слова "которые устанавливают" заменить словами "который устанавливает";
24) пункт 5 статьи 130 признать утратившим силу;
25) пункт 4 статьи 131 признать утратившим силу;
26) статью 133 изложить в следующей редакции:
"Статья 133. Плата за досрочное окончание погрузки груза
Размер платы, причитающейся фрахтователю за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени (диспач), определяется соглашением сторон. При отсутствии соглашения сторон диспач исчисляется в размере одной второй демереджа.";
27) дополнить статьей 141.1 следующего содержания:
"Статья 141.1. Применение правил к выгрузке груза в порту его выгрузки
Правила, установленные статьями 126, 127, 129 - 133 и 135 настоящего Кодекса, соответственно применяются к выгрузке груза в порту его выгрузки.";
28) в пункте 2 статьи 162 слово "могли" заменить словами "не могли";
29) в пункте 2 статьи 177:
а) в абзаце первом слова "осуществляется перевозка пассажира перевозчиком" заменить словами "осуществляется ли фактически перевозка пассажира таким лицом";
б) в абзаце втором:
слова "собственником судна или использующим судно на ином законном основании лицом" заменить словом "судовладельцем";
после слова "осуществляет" дополнить словом "всю";
30) в статье 189:
а) в наименовании слово "грубая" исключить;
б) в тексте:
слово "грубая" исключить;
после слов "или повреждения его здоровья" дополнить словами "либо утраты багажа пассажира или повреждения его багажа";
слова "способствовали утрате" заменить словом "утрате";
31) в абзаце четвертом статьи 317 слова "небрежностью или иными неправомерными действиями" заменить словами "по неосторожности или в результате иных противоправных действий";
33) статью 320 изложить в следующей редакции:
"Статья 320. Ограничение ответственности собственника судна
Собственник судна имеет право ограничить свою ответственность по отношению к одному инциденту общей суммой, исчисляемой в соответствии с пунктом 1 статьи V Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года с поправками.";
34) в пункте 1 статьи 322 слова ", либо, если такой иск не предъявлен, в суде или в арбитражном суде, в которых иск может быть предъявлен" заменить словами "либо может быть предъявлен в соответствии с компетенцией суда или арбитражного суда, установленной пунктом 5 статьи 325 настоящего Кодекса";
35) в статье 323:
а) в пункте 1 после слов "Собственник судна," дополнить словами "зарегистрированного в Российской Федерации и";
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются соответственно к перевозящему наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти иностранному судну, входящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от него.";
36) в статье 324:
а) в абзацах четвертом и шестом пункта 1 слова "место основной деятельности" заменить словами "основное место деятельности";
б) в пункте 6:
слова "ответственность государства" заменить словом "ответственность";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, применяются соответственно к находящемуся в собственности иностранного государства и перевозящему наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти судну, входящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от него.";
в) в пункте 7 слова "настоящей главой" заменить словами "абзацем первым пункта 6 настоящей статьи и пунктом 1 статьи 323 настоящего Кодекса";
37) дополнить статьей 324.1 следующего содержания:
"Статья 324.1. Последствия невыполнения обязанности иметь свидетельство
1. Любое судно, перевозящее наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти, не может зайти в порт на территории Российской Федерации или выйти из ее порта либо прибыть к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отойти от прибрежного сооружения в ее территориальном море, если оно не имеет на борту свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью либо свидетельства, предусмотренного пунктом 6 статьи 324 настоящего Кодекса.
2. Если в нарушение правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, судно заходит в порт на территории Российской Федерации или выходит из него, либо прибывает к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходит от него, либо пытается войти в порт или выйти из него или прибыть к прибрежному сооружению или отойти от него, оно может быть задержано по распоряжению капитана морского порта до предоставления собственником судна соответствующего свидетельства.";
38) в статье 325:
а) в пункте 2:
подпункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) любому судовладельцу, не являющемуся собственником судна;";
в подпункте 6 слова " , если ущерб от загрязнения не явился результатом их собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности" исключить;
б) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. Иск о возмещении ущерба от загрязнения не может быть предъявлен к лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, если только ущерб от загрязнения не явился результатом их собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.";
в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Иск к собственнику судна, страховщику или лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна, о возмещении ущерба от загрязнения предъявляется в суд или арбитражный суд в Российской Федерации по месту причинения ущерба, если в результате инцидента ущерб от загрязнения причинен на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации или ее исключительной экономической зоне, либо были приняты предупредительные меры по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации или ее исключительной экономической зоне.";
39) в подпункте 3 пункта 2 статьи 326 слово "тонн" исключить;
40) в пункте 2 статьи 327:
а) абзац третий подпункта 3 изложить в следующей редакции:
"перевозимые наливом вредные жидкие вещества, определенные правилом 1.10 приложения II к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней, с поправками;";
б) в абзаце шестом подпункта 4 слова "если даже" заменить словами "если и в той мере, в какой";
41) в абзаце четвертом статьи 328 слова "небрежностью или иными неправомерными действиями" заменить словами "по неосторожности или в результате иных противоправных действий";
43) статью 331 изложить в следующей редакции:
"Статья 331. Ограничение ответственности собственника судна
Собственник судна имеет право ограничить свою ответственность по отношению к одному инциденту общей суммой, исчисляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года с поправками.";
44) в статье 334:
а) пункт 1 после слов "Собственник судна," дополнить словами "зарегистрированного в Российской Федерации и";
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются соответственно к фактически перевозящему опасные и вредные вещества судну, плавающему под флагом иностранного государства, входящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от него.";
45) в статье 335:
а) в абзацах четвертом и седьмом пункта 1 слова "место основной деятельности" заменить словами "основное место деятельности";
б) в пункте 6:
слова "ответственность государства" заменить словом "ответственность";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, применяются соответственно к находящемуся в собственности иностранного государства и фактически перевозящему опасные и вредные вещества судну, входящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от него.";
в) в пункте 7 слова "настоящей главой" заменить словами "пунктом 1 статьи 334 настоящего Кодекса и абзацем первым пункта 6 настоящей статьи", слово "выданного" заменить словом "выдаваемого";
46) дополнить статьей 335.1 следующего содержания:
"Статья 335.1. Последствия невыполнения обязанности иметь свидетельство
1. Любое судно, фактически перевозящее опасные и вредные вещества, не может войти в порт на территории Российской Федерации или выйти из ее порта либо прибыть к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отойти от прибрежного сооружения в ее территориальном море, если оно не имеет на борту свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, либо свидетельства, предусмотренного пунктом 6 статьи 335 настоящего Кодекса.
2. Если в нарушение правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, судно входит в порт на территории Российской Федерации или выходит из него, либо прибывает к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходит от него, либо пытается войти в порт или выйти из него или прибыть к прибрежному сооружению или отойти от него, оно может быть задержано по распоряжению капитана морского порта до предоставления собственником судна соответствующего свидетельства.";
47) дополнить главой XIX.1 следующего содержания:
"
Глава XIX.1. Ответственность за ущерб от загрязнения бункерным топливом
Статья 336.1. Основания ответственности судовладельца
1. Судовладелец с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за ущерб от загрязнения, причиненный бункерным топливом, которое находится на борту судна или источником которого является судно, за исключением случаев, предусмотренных статьями 336.2 и 336.3 настоящего Кодекса.
2. Если только одно судно вовлечено в инцидент и более чем одно лицо несет ответственность за ущерб от загрязнения в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, ответственность таких лиц является солидарной.
3. В настоящей статье и последующих статьях настоящей главы:
1) потерпевшим лицом является гражданин, юридическое лицо, государство или его составная часть;
2) собственником судна является лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна. В случае, если судно принадлежит государству и эксплуатируется организацией, которая зарегистрирована в качестве судовладельца, собственником судна является такая организация;
3) бункерным топливом является любая углеводородная минеральная нефть, включая смазочное масло, используемая или предназначенная для использования в целях эксплуатации либо движения судна, и любые остатки, содержащие такую нефть;
4) ущербом от загрязнения являются:
любой ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива бункерного топлива с судна, где бы такие утечки или слив ни произошли, при условии, если компенсация за ущерб, причиненный окружающей среде, кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба, ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты;
расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб;
5) предупредительными мерами являются любые разумные меры, принятые любым лицом после инцидента, по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения;
6) инцидентом является любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб от загрязнения или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба.
Статья 336.2. Освобождение судовладельца от ответственности
Судовладелец не несет ответственности за ущерб от загрязнения, если докажет, что:
ущерб причинен вследствие военных или враждебных действий, гражданской войны, восстания либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;
ущерб полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения;
ущерб полностью причинен по неосторожности или в результате иных противоправных действий публичных властей, отвечающих за содержание в рабочем состоянии огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.
Статья 336.3. Умысел или неосторожность потерпевшего лица
В случае, если судовладелец докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по неосторожности потерпевшего лица, судовладелец может быть соответственно полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом.
Статья 336.4. Инцидент с вовлечением двух или более судов
В случае причинения ущерба от загрязнения в результате инцидента с вовлечением двух или более судов, к которым применяются правила настоящей главы, все судовладельцы, если они не освобождаются от ответственности на основании статей 336.2 и 336.3 настоящего Кодекса, несут солидарную ответственность за весь ущерб от загрязнения, который не может быть разумно разделен между ними.
Статья 336.5. Ограничение ответственности
Правила, установленные настоящей главой, не затрагивают право судовладельца и лица, осуществившего страхование или предоставившего иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна, ограничить свою ответственность в соответствии с правилами, установленными главой XXI настоящего Кодекса.
Статья 336.6. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности
1. Собственник судна вместимостью более чем 1000, зарегистрированного в Российской Федерации, должен осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение своей ответственности за ущерб от загрязнения (гарантию банка или иной кредитной организации) в сумме, равной пределу его ответственности, определяемому в соответствии с правилами, установленными главой XXI настоящего Кодекса.
2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются соответственно к иностранному судну вместимостью более чем 1000, входящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от него.
Статья 336.7. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом
1. Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (далее - свидетельство), удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности и имеющее силу в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, выдается каждому судну органом его регистрации, если требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 336.6 настоящего Кодекса, выполнены.
Свидетельство должно содержать следующие сведения:
название судна, его отличительный номер или позывной сигнал и порт регистрации;
название и основное место деятельности собственника судна;
опознавательный номер судна, присвоенный Международной морской организацией;
вид финансового обеспечения ответственности и срок его действия;
название и основное место деятельности страховщика или другого предоставившего финансовое обеспечение лица и в соответствующих случаях место, в котором осуществлено страхование или предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности;
срок действия свидетельства, который не может превышать срока действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности.
2. Свидетельство составляется на русском языке и должно содержать перевод на английский, французский или испанский язык.
3. Свидетельство о страховании должно храниться на борту судна, копия его должна быть сдана на хранение в орган регистрации судна.
4. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности не удовлетворяет требованиям, предусмотренным настоящей статьей, если действие такого обеспечения может прекратиться по иным причинам, чем истечение указанного в свидетельстве срока действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности, до истечения трех месяцев с момента уведомления органа регистрации судна о таком прекращении, за исключением случаев аннулирования таким органом свидетельства или выдачи в указанный период нового свидетельства.
Правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, применяются также к любому изменению, в результате которого страхование или иное финансовое обеспечение ответственности прекращает удовлетворять требованиям, предусмотренным настоящей статьей.
5. Условия, порядок выдачи и проверки свидетельств, указанных в настоящей статье, определяются правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
6. Судно вместимостью более чем 1000, находящееся в собственности государства, в отношении которого не осуществлено страхование или не предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности, должно иметь свидетельство, выданное соответствующим органом регистрации судна и удостоверяющее, что судно является собственностью государства и что ответственность за ущерб от загрязнения покрыта в пределах, которые определяются в соответствии с правилами, установленными главой XXI настоящего Кодекса. Указанное свидетельство должно, насколько это возможно, соответствовать свидетельству, предусмотренному пунктом 1 настоящей статьи.
Правила, установленные абзацем первым настоящего пункта, применяются соответственно к находящемуся в собственности иностранного государства судну вместимостью более чем 1000, входящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от него.
7. Если судно, к которому применяются правила, установленные абзацем первым пункта 6 настоящей статьи и пунктом 1 статьи 336.6 настоящего Кодекса, не имеет свидетельства, выдаваемого в соответствии с пунктом 1 или 6 настоящей статьи, эксплуатация его запрещается.
Статья 336.8. Последствия невыполнения обязанности иметь свидетельство
1. Любое судно вместимостью более чем 1000 не может зайти в порт на территории Российской Федерации или выйти из ее порта либо прибыть к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отойти от прибрежного сооружения в ее территориальном море, если оно не имеет на борту свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом либо свидетельства, предусмотренного абзацем первым пункта 6 статьи 336.7 настоящего Кодекса.
2. Если в нарушение правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, судно заходит в порт на территории Российской Федерации или выходит из него, либо прибывает к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходит от него, либо пытается войти в порт или выйти из него или прибыть к прибрежному сооружению или отойти от него, оно может быть задержано по распоряжению капитана морского порта до предоставления собственником судна соответствующего свидетельства.
Статья 336.9. Иск о возмещении ущерба от загрязнения
1. Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен к судовладельцу только в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
2. При условии соблюдения правила, установленного пунктом 3 настоящей статьи, иск о возмещении ущерба от загрязнения на основании правил, установленных настоящей главой, не может быть предъявлен к:
1) любому лицу, осуществляющему спасательные операции с согласия судовладельца или по указанию публичных властей;
2) любому лицу, принимающему предупредительные меры;
3) работникам или агентам лиц, указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.
3. Иск о возмещении ущерба от загрязнения не может быть предъявлен к лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, если только ущерб от загрязнения не явился результатом их собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
4. Правила, установленные настоящей главой, не затрагивают право регресса судовладельца к третьим лицам.
5. Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен непосредственно к страховщику или лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения. В таком случае ответчик может использовать те средства защиты, за исключением ссылок на банкротство или ликвидацию судовладельца, на которые мог бы ссылаться сам судовладелец, в том числе на ограничение ответственности согласно статье 336.5 настоящего Кодекса. Кроме того, ответчик, если даже судовладелец не имеет права ограничить свою ответственность в соответствии со статьей 336.5 настоящего Кодекса, может ограничить свою ответственность суммой, равной сумме страхования или иного финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 статьи 336.6 настоящего Кодекса. Ответчик может также в целях своей защиты ссылаться на то, что ущерб от загрязнения причинен умышленно самим судовладельцем, однако ответчик не может использовать те средства защиты, на которые он имеет право ссылаться в деле, возбужденном против него судовладельцем. Ответчик имеет право во всех случаях требовать, чтобы судовладелец был привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
6. Иск к судовладельцу, страховщику или лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна, о возмещении ущерба от загрязнения предъявляется в суд или арбитражный суд в Российской Федерации по месту причинения ущерба, если в результате инцидента ущерб от загрязнения причинен на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации или ее исключительной экономической зоне, либо были приняты предупредительные меры по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации или ее исключительной экономической зоне.
Статья 336.10. Исключение из сферы применения правил, установленных настоящей главой
Правила, установленные настоящей главой, не применяются к ущербу от загрязнения, как он определен в подпункте 5 пункта 2 статьи 316 настоящего Кодекса, независимо от того, выплачивается ли компенсация за такой ущерб в соответствии с правилами, установленными главой XVIII настоящего Кодекса.";
48) в статье 359:
а) в пункте 1:
в подпункте 1:
в абзаце втором слово "тонн" исключить;
в абзаце третьем:
слово "тонн" исключить;
слово "тонну" заменить словом "единицу";
в абзаце четвертом - шестом слово "тонн" исключить;
в подпункте 2:
в абзаце втором слово "тонн" исключить;
в абзаце третьем:
слово "тонн" исключить;
слово "тонну" заменить словом "единицу";
в абзацах четвертом - шестом слово "тонн" исключить;
б) в пункте 3 слово "тонн" исключить;
в) в пункте 4 слово "тонн" исключить;
49) подпункт 5 пункта 1 статьи 367 дополнить словами ", если такие требования возникают из гражданского правонарушения (деликта)";
50) пункт 3 статьи 386 после слов "продажи" дополнить словами "севшего на мель или", после слов "расходы на подъем" дополнить словами "севшего на мель или";
51) в абзаце четвертом пункта 2 статьи 408 слова ", премий за досрочную погрузку" заменить словами "и досрочную погрузку";
52) статью 410 изложить в следующей редакции:
"Статья 410. Исковая давность по требованиям возмещения ущерба от загрязнения нефтью, ущерба от загрязнения бункерным топливом и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ
1. Иски о возмещении ущерба от загрязнения нефтью и ущерба от загрязнения бункерным топливом могут быть предъявлены в течение трех лет со дня причинения такого ущерба, но до истечения шести лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб.
Если инцидент состоит из нескольких происшествий, шестилетний период исчисляется со дня первого происшествия.
2. Иск о возмещении ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ может быть предъявлен в течение трех лет со дня, когда лицо, потерпевшее ущерб, узнало или разумно могло узнать о причиненном ущербе и о том, кто является собственником судна, или в течение десяти лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб.
Если инцидент состоит из нескольких происшествий, десятилетний период исчисляется со дня последнего происшествия.";
53) в статье 415:
а) в наименовании слово "другие" заменить словом "иные";
б) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Право собственности и иные вещные права на судно, подлежащее государственной регистрации, определяются законом государства, в котором зарегистрировано судно.";
в) в пункте 3 слова ", если иное не предусмотрено договором о постройке судна" исключить;
54) дополнить статьей 422.1 следующего содержания:
"Статья 422.1. Отношения, возникающие из причинения ущерба от загрязнения бункерным топливом
При причинении ущерба от загрязнения бункерным топливом правила, установленные главой XIX.1 настоящего Кодекса, применяются к:
ущербу от загрязнения бункерным топливом, причиненному на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации и ее исключительной экономической зоне;
предупредительным мерам по предотвращению или уменьшению такого ущерба, где бы они ни принимались.";
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
56) в статье 423:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 423. Осуществление спасательных операций в отношении судна или любого другого имущества";
б) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. К отношениям, возникающим из спасательных операций в отношении судна или любого другого имущества, находящихся в опасности в любых судоходных или любых других водах, применяются правила, установленные главой XX настоящего Кодекса, если спор рассматривается в Российской Федерации.";
в) пункт 2 признать утратившим силу;
57) статью 425 изложить в следующей редакции:
"Статья 425. Ипотека судна или строящегося судна
1. Действительность зарегистрированных ипотек судна и очередность их удовлетворения между собой определяется законом государства регистрации судна.
2. Ипотеки судна, зарегистрированные в реестре иностранного государства, признаются и принудительно осуществляются при условии, что:
1) ипотеки установлены и зарегистрированы в реестре в соответствии с законом государства регистрации судна;
2) реестр и любые документы, подлежащие сдаче на хранение регистрирующему органу в соответствии с законом государства регистрации судна, открыты для публичной проверки и выписки из реестра и копии таких документов могут быть получены от регистрирующего органа;
3) в реестре и указанных документах содержится, по крайней мере, информация, содержащая имя и адрес лица, в пользу которого установлена ипотека, или отметка о том, что она установлена на предъявителя, сумма обеспечения, дата и другая информация, которая согласно закону государства регистрации судна определяет очередность удовлетворения относительно других зарегистрированных ипотек.
3. Действительность зарегистрированных ипотек на строящееся судно и очередность их удовлетворения между собой определяется законом государства, в котором судно принято к постройке или строится.
4. Все вопросы, касающиеся принудительного осуществления ипотеки судна или строящегося судна, регулируются законом государства, в котором принудительное осуществление имеет место.";
58) статью 426 изложить в следующей редакции:
"Статья 426. Ограничение ответственности по морским требованиям
К ограничению ответственности по морским требованиям применяется закон государства, в суде которого рассматривается морское требование, подпадающее под ограничение ответственности.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Проект федерального закона N 324214-5 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.