Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 325571-5 "О внесении изменений и дополнений в статьи 357-363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Текущий способ взимания транспортного налога приводит к территориальному, экономическому и социальному неравенству налогоплательщиков, не отвечает требованиям стимулирования экономического и инновационного развития, не способствует повышению экологической безопасности общества.
По итогам 2008 года величина транспортного налога составила 53,1 млрд. руб. Доля транспортного налога относительно доходов бюджетной системы РФ сократилась с 0,64% по итогам 2004 года до 0,53% по итогам 2008 года.
Налогоплательщиками являются как физические лица, так и юридические. За период с 2005 года по 2008 год доля транспортного налога с физических лиц возросла с 57% до 67% от совокупной величины транспортного налога.
Рост средней ставки налога на единицу транспортного средства превышает темпы роста среднедушевых денежных доходов населения. За период с 2006 года по 2008 год средняя ставка налога с физических лиц на единицу транспортного средства (из числа находящихся в собственности граждан) выросла в 2 раза, в то время как среднедушевой денежный доход населения за аналогичный период вырос только в 1,48 раза.
В условиях существенных разрывов между динамикой изменения транспортного налога с физических лиц и денежного дохода населения может возникнуть дополнительная социальная напряженность, так как ситуация с увеличением транспортного налога 2007 и 2008 года в наибольшей степени отразилась на лицах с относительно низким доходом.
Транспортный налог формирует доходную базу бюджетов всех субъектов Российской Федерации.
За период с 2005 года по 2008 год сократилась доля транспортного налога у 52 субъектов РФ. Данное обстоятельство отражает как неравномерность развития регионов, так и несбалансированность применяемых налоговых ставок.
Доля транспортного налога в величине налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ не имеет существенного значения, а именно доля не превышает 2,7%.
Таким образом, текущий способ взимания транспортного налога не отвечает современным требованиям экономики и общества.
В рамках данного федерального закона предлагается изменить способ взимания транспортного налога в целях переноса бремени налога с собственников объектов налогообложения (в соответствии с действующей версией закона) на пользователей объектов налогообложения.
Данный способ взимания будет справедливым, так как величина транспортного налога станет определяться интенсивностью использования объекта налогообложения (в соответствии с действующей версией закона).
В то же время предлагаемый способ взимания транспортного налога будет стимулировать использование альтернативных бензину и дизельному топливу и экологически чистых топлив, а также будет стимулировать налогоплательщиков к переходу на современные транспортные средства, отличающиеся большей экономичностью и экологичностью.
Предлагаемый способ взимания транспортного налога не приведет к дополнительным затратам бюджетных средств, так как в результате принятия закона ожидается упрощение способа взимания налога, что приведет к сокращению количества сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога, и дополнительную экономию от упрощения делопроизводства, так как не будет необходимости высылать ежегодно порядка 30 миллионов писем с квитанциями налогоплательщикам.
Введение данного федерального закона не требует переходного периода и может быть введен в действие со дня официального опубликования, так как способ ведения учета реализации автомобильного бензина и дизельного топлива позволяет внедрить предлагаемый способ взимания налога без существенных дополнительных инвестиций со стороны налогоплательщиков.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 357-363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Величина транспортного налога по итогам 2007 года составила 40,3 млрд. руб., по итогам 2008 года - 53,1 млрд. руб.
Количество произведенного автомобильного бензина и дизельного топлива в 2008 году составляет 35,7 млн. т и 69 млн. т соответственно*.
Экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива в 2008 году составил 4,45 млн. т и 35,53 млн. т соответственно**.
Средние цены на бензин и дизельное топливо рассчитаны как среднеарифметическое за 2008 год и составляют 22,49 руб./л и 22,54 руб./л***. Расчет выполнен исходя из того что доля бензина А 76 (АИ 80) в совокупном потреблении автомобильного бензина составляет порядка 16,7%, оставшаяся часть потребления приходится на бензин марок АИ 92, АИ 95 и выше.
Расчет текущей доли транспортного налога приходящейся на литр реализуемого на территории РФ автомобильного бензина и дизельного топлива представлен в таблице 1 и составляет 0,68 руб./л.
Таблица 1
Наименование |
2008 без учета экспорта |
2010 прогноз без учета экспорта |
Транспортный налог (в соответствии с действующим способом взимания), млн. руб. |
53 100 |
60 600 |
Бензин автомобильный, млн. т |
31,25 |
31,25 |
Дизельное топливо, млн. т |
33,47 |
33,47 |
Итого бензин и дизтопливо, млн. т |
64,72 |
64,72 |
Ставка налога на единицу бензина и дизтоплива, руб./т |
820,5 |
936,3 |
Ставка налога на единицу бензина и дизтоплива, руб./л |
0,68 |
0,77 |
При расчете использовалась усредненная величина плотности автомобильного бензина и дизельного топлива.
Соответственно по данным за 2008 год общая величина транспортного налога взимаемая с использованием предлагаемого механизма при ставке 3,1% составит порядка 53,1 млрд. руб.
При максимальной величине ставки в 5% на основании предлагаемого способа взимания сумма транспортного налога могла бы составить по итогам 2008 года:
64,72 млн. т х 1 359,3 руб./т = 87 971 млн. руб.
По мере увеличения стоимость автомобильного бензина и дизельного топлива будет пропорционально изменяться и сумма транспортного налога, что не потребует постоянной индексации ставок транспортного налога.
В дальнейшем ожидается увеличение доли более дорогого высокооктанового автомобильного бензина имеющего большую рыночную стоимость, что также будет положительно отражаться на сумме транспортного налога.
Предлагаемый способ взимания транспортного налога не приведет к дополнительным затратам бюджетных средств, так как в результате принятия Закона ожидается упрощение способа взимания налога, что приведет к сокращению количества сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога, и дополнительную экономию от упрощения делопроизводства, так как не будет необходимости высылать ежегодно порядка 30 миллионов писем с квитанциями налогоплательщикам.
Введение данного федерального закона не требует переходного периода и может быть введен в действие со дня официального опубликования, так как способ ведения учета реализации автомобильного бензина и дизельного топлива позволяет внедрить предлагаемый способ взимания налога без существенных дополнительных инвестиций со стороны налогоплательщиков.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 357-363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 357-363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
------------------------------
* Данные Министерства экономического развития и торговли РФ
** Данные ФТС РФ
*** Данные Росстат
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.