Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 322638-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан с целью реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 7-П, в соответствии с которым положения пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и находящееся с ними в нормативном единстве постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. N 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, а также устранения других несоответствий, в том числе юридико-технического характера, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ) и Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части обеспечения безопасности мореплавания, возникших в связи с совершенствованием законодательства Российской Федерации.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", упразднено понятие "морской рыбный порт", функция надзора за лоцманской службой в морских рыбных портах изъята из компетенции федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, а капитану морского порта предоставлены права установления порядка лоцманской проводки судов в морском порту.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2006 г. N 773 административно-властные полномочия в сфере государственного управления морскими рыбными портами осуществляют администрации морских портов. Руководство администрациями морских портов возложено на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта. В этой связи законопроектом предлагается исключить слова "и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства" в соответствующем падеже в статьях 87, 88, 89 и 123 КТМ РФ, как несоответствующие законодательству. В статье 82 слово "десятым" вследствие допущенной ошибки заменяется словом "одиннадцатым", слово "соответствующего" исключается. В пункте 1 статьи 123 предлагается слово "соответственно" исключить, слова "которые устанавливают" записать в единственном числе.
В статьях 6, 76 и 88 КТМ РФ проектом закона предлагается устранить неточности, носящие юридико-технический характер.
В частности. В статьях 6 и 76 предлагается слова "лоцманской службой" и "за деятельностью лоцманской службы" заменить соответственно словами "лоцманской деятельностью" и "лоцманской деятельностью организаций, предоставляющих лоцманские услуги".
В названии статьи 88 слова "осуществляющих лоцманскую проводку" заменяются словами "предоставляющих лоцманские услуги", т.к. лоцманские услуги предоставляют лоцманские организации, а лоцманскую проводку судов осуществляют морские лоцманы, работниками которых они являются. Лоцманские службы во многих организациях, предоставляющих лоцманские услуги, как структурные подразделения не формируются, или могут называться иначе.
Аналогичные изменения предлагается внести также и в э КТМ РФ. В этом пункте и пункте 2 этой статьи уточняется также наименование органа, осуществляющего государственный надзор за деятельностью организаций, предоставляющих лоцманские услуги.
В пункте 2 статьи 88 КТМ РФ, кроме того, в число организаций, по которым в порядке осуществления государственного надзора федеральный орган исполнительной власти в области транспорта вправе принимать указанные в этом пункте решения, включены и упущенные ранее, государственные организации, а также уточняется, что прекращение лоцманской деятельности организаций осуществляется путем обращения в арбитражный суд.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 30.11.2008 г. дал отрицательное заключение на проект федерального закона N 1485-5 "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации с целью реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 7-П и принятый Государственной Думой в первом чтении 15 октября 2008 г.
Комитет Государственной Думы по транспорту в своем заключении от 21 апреля 2009 г. по проекту федерального закона N 1485-5 "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" отмечал, что "Комитету с участием представителей лоцманских и общественных морских организаций, судоходных компаний, ведущих специалистов в области морского права не удалось найти критерии, отличающие лоцманские службы государственных организаций от негосударственных лоцманских организаций с точки зрения обеспечения безопасности мореплавания и выполнения остальных положений Кодекса торгового мореплавания".
Учитывая, что поскольку в соответствии с КТМ РФ и другими нормативными правовыми актами, лоцманы государственных и негосударственных организаций имеют одинаковый правовой статус, не существует какого-либо отличия в специфике их положения, а основу лоцманской деятельности составляет публичный интерес, проектом закона вносятся изменения в пункт 2 статьи 87 КТМ РФ, создающие равные условия для надлежащего выполнения таких функций лоцманами организаций различных форм собственности, чем обеспечивается равенство перед законом негосударственных и государственных организаций, оказывающих лоцманские услуги. Предлагаемое изменение обеспечит выполнение постановления Конституционного суда Российской Федерации от 06.04.2004 N 7-П.
Согласно пункту 1 статьи 90 КТМ РФ капитан морского порта может предоставлять капитану судна право плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки. Однако в Кодексе не указан орган, определяющий порядок предоставления таких прав. Законопроектом это право делегируется федеральному органу исполнительной власти в области транспорта.
В пункт 2 статьи 90 вносятся также изменения технического характера, и, кроме того, текст пунктов 2 и 3 дополняется требованием о доведении информации до всеобщего сведения не только в обязательных постановлениях в морском порту, но и лоциях и "Извещениях мореплавателям", т.к. информация, касающаяся обязательной лоцманской проводки нужна заблаговременно, до подхода судна к такому району и, прежде всего, капитанам судов и судовладельцам в целях обеспечения безопасности судоходства.
Пунктом 2 статьи 102 КТМ РФ предусмотрена возможность лишения лоцмана лоцманского удостоверения, виновного в ненадлежащей лоцманской проводке судна. Однако в КТМ РФ не указано кто имеет право лишить лоцмана лоцманского удостоверения, что не позволяет реализовывать на практике требования Кодекса. В этих целях предлагается текст указанного пункта дополнить выражением "капитаном морского порта на основании решения аттестационной комиссии или по представлению лоцманской организации", так как лоцманские удостоверения в соответствии со статьей 87 КТМ РФ выдаются капитаном морского порта на основании представления организации, работником которой является лоцман, и решения аттестационной комиссии.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" портовые сборы относятся к платным услугам, оказываемым судам в морском порту и на подходах к нему. Лоцманские услуги по обеспечению безопасного плавания морских судов являются возмездными услугами гражданско-правового характера и оплата за их предоставление в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации не относится к государственным налогам или сборам.
В целях исключения неоднозначности толкования и приведения требований статьи 106 КТМ РФ и статьи 19 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствие с требованиями Гражданского Кодекса РФ слова "лоцманский сбор" в указанных статьях исключаются или заменяются словами "плата за лоцманские услуги" в соответствующем падеже, а также в ряд статей КТМ РФ вносятся изменения стилистического и юридико-технического характера.
В связи с тем, что лоцманская деятельность в морских портах уже длительное время осуществляется в условиях конкуренции, а отдельными структурами различного уровня предпринимаются попытки административного давления на негосударственные лоцманские организации и применения заниженных тарифов для экономического воздействия на них, в отношении услуг по лоцманской проводке судов законопроектом предложено применение правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
Принятие предлагаемого федерального закона потребует признания утратившим силу, подпункта 5.2.53.19 пункта 7 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1052 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", согласно которому Минтранс России вправе издавать "акты, устанавливающие особенности, с учетом которых создаются негосударственные организации по лоцманской проводке судов".
Наделение Минтранса России указанными полномочиями создает необоснованные ограничения для деятельности негосударственных лоцманских организаций, лишает их равной возможности доступа к экономической деятельности, а лоцманов этих организаций - равного доступа к работе по избранной специальности, что противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 06.04.2004 г. N 7-П.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" потребует признания утратившим силу, подпункта 5.2.53.19 пункта 7 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1052 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.