Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 60313-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности, пользуются правом на "бесплатное жилье с отоплением и освещением". Данное право педагогических работников является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что подтверждено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 322-О-П, согласно которому "Российская Федерация ... не устранялась до 1 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, и не устраняется после этой даты от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки". Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что обязательства по финансированию указанных мер отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации. Данное положение нашло отражение также и в судебной практике арбитражных судов, согласно которой расходы организаций, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг указанным категориям педагогических работников, взыскиваются за счет казны Российской Федерации. Вместе с тем имеется судебная практика судов общей юрисдикции, согласно которой финансовое обеспечение расходов по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан возлагается на бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований, ответы Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации о том, что расходные обязательства по предоставлению указанных мер относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, что ведет к неоднозначному пониманию абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части принадлежности полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с освещением и отоплением. Более того, начиная с 2005 года в федеральном бюджете не предусматривается финансирование расходов, связанных с реализацией абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части предоставления бесплатной жилой площади с освещением и отоплением указанной категории граждан.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности федеральным законом до настоящего времени Российской Федерацией не передавались субъектам Российской Федерации. В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должны содержать положения, определяющие:
порядок представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей и расходовании субвенций из федерального бюджета;
права и обязанности федеральных органов исполнительной власти по осуществлению указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по осуществлению переданных полномочий, в том числе права и обязанности по назначению руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих соответствующие полномочия;
права и обязанности федеральных органов исполнительной власти и (или) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с определением структуры органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контроля и надзора за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий, а также порядок изъятия соответствующих полномочий у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возмещения субвенций, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий;
способ (методику) и (или) федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий.
Ни Закон Российской Федерации "Об образовании", ни Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не содержат норм о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории педагогических работников, а также положений, определенных пунктом 7 статьи 26.3 вышеназванного Федерального закона. В этой связи проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" предлагается ввести новую статью 55.1.
Данным проектом федерального закона наряду с мерой социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением предлагается гражданину по его выбору воспользоваться и такой мерой социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата. Предлагаемая норма согласуется как с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, так и с вышеназванным определением Конституционного Суда Российской Федерации, определившими, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен снижать уровень социальной поддержки данной категории педагогических работников. Кроме того, правоприменительная практика Ставропольского края при реализации Закона Ставропольского края от 01 августа 2005 г. N 42-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", устанавливающего дополнительную меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств бюджета Ставропольского края указанной категории граждан, показала, что большинство граждан указанной категории выбирают ежемесячную денежную выплату.
В целях законодательного закрепления порядка разграничения полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации на основании требований Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также исходя из целей и задач, определенных в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предлагается принять Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" потребует включения соответствующих бюджетных ассигнований в федеральный бюджет.
Потребность в бюджетных средствах на предоставление мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности по оперативной информации в расчете на год по Ставропольскому краю составит 425 240 тыс. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации по утверждению методики распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по предоставлению мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и правил зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по предоставлению мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.