Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 327065-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" направлен на уточнение отдельных положений Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) в целях обеспечения более эффективной организации работы Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания).
Так, законопроектом уточняются полномочия Государственной компании в части возможности осуществления полномочий концедента в отношении строящихся и реконструируемых автомобильных дорог федерального значения, по которым до вступления в силу Закона были приняты решения Правительства Российской Федерации о заключении концессионных соглашений (п. 2 ст. 1 законопроекта). Указанное изменение обусловлено тем, что в настоящее время отсутствуют автомобильные дороги, по которым до вступления в силу Закона были приняты решения Правительства Российской Федерации о заключении концессионных соглашений и которые могут быть переданы в доверительное управление Государственной компании. Указанные решения приняты Правительством Российской Федерации только в отношении строящихся автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта устанавливается возможность перехода на следующие годы неизрасходованных остатков средств, находящихся на лицевом счете Государственной компании в Федеральном казначействе. Действующая редакция Закона допускает такую возможность только в отношении средств, связанных с доверительным управлением автомобильными дорогами Государственной компании.
Подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта изменяются сроки предоставления Государственной компании земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, - в течение 60 дней с даты поступления Государственной компании о предоставлении указанных земельных участков, а не с даты передачи автомобильных дорог Государственной компании, указанной в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне автомобильных дорог федерального значения. Это обусловлено необходимостью предварительного сбора информации о земельных участках.
Кроме того, принимая во внимание, что в настоящее время федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, не обладает сведениями о земельных участках в границах придорожных полос, относящихся, как правило, к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, предлагается предусмотреть отдельный порядок предоставления Государственной компании таких земельных участков, утверждаемый наблюдательным советом Государственной компании.
Законопроектом также предлагается отнести к федеральной собственности земельные участки, предоставляемые в аренду Государственной компании. Это обусловлено тем, что Законом федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, предоставлено право прекращать право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками федеральных государственных учреждений, подведомственных указанному органу, без государственной регистрации права федеральной собственности. Соответственно, после прекращения такого права не будет оснований для отнесения земельных участков к федеральной собственности. Кроме того, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставляются Государственной компании, в настоящее время также отсутствуют основания отнесения земельных участков к федеральной собственности.
Законопроектом также предлагается установить возможность резервирования земельных участков в границах придорожных полос для размещения объектов дорожного сервиса в целях деятельности Государственной компании.
В настоящее время Земельный кодекс Российской Федерации допускает возможность резервирования земель для строительства автомобильных дорог федерального значения, а для размещения объектов транспортной инфраструктуры также из земель, находящихся в публичной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам (свободных от прав третьих лиц).
Вместе с тем Законом Государственная компания была наделена функциями по развитию сети объектов дорожного сервиса. В целях исключения случаев массового приобретения в частную собственность земельных участков в планируемых границах размещения объектов Государственной компании предлагается расширить основания резервирования земель.
Законопроектом также предлагается внести изменения в часть 4 статьи 54 Закона в части уточнения сроков принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, решений о прекращении права оперативного управления подведомственных федеральных государственных учреждений в отношении указанных автомобильных дорог, права постоянного (бессрочного) пользования таких учреждений в отношении земельных участков, занятых указанными автомобильными дорогами, и предоставлении этих земельных участков в аренду Государственной компании. В настоящее время Закон предусматривает, что указанные решения должны быть приняты в течение девяноста дней с даты утверждения Правительством Российской Федерации перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании. Вместе с тем в данном Перечне могут быть установлены разные сроки передачи таких автомобильных дорог Государственной компании. В связи с этим предлагается установить, что решение о прекращении права оперативного управления федерального государственного учреждения в отношении автомобильных дорог должно быть принято не позднее установленного Правительством Российской Федерации срока передачи автомобильной дороги Государственной компании, решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждений на земельные участки, занятые такими автомобильными дорогами, - в течение шестидесяти дней с даты передачи автомобильной дороги Государственной компании. Предоставление таких земельных участков в аренду Государственной компании должно осуществляться в порядке и сроки, установленные статьей 36 Закона.
Принятие законопроекта будет способствовать более эффективной организации и осуществлению деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.