Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 215340-5"О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Досье на проект федерального закона
В процессе применения Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) выявлены проблемы, требующие дополнительной законодательной проработки.
Подпункт 4 статьи 2 Федерального закона N 126-ФЗ под использованием радиочастотного спектра понимает обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей.
Таким образом, понятия "обладание разрешением на использование радиочастотного спектра" и "фактическое пользование радиочастотного спектра" уравнены по своему значению, что приводит к необоснованному взиманию платы с владельцев разрешений на использование радиочастотного спектра с момента выдачи таких разрешений.
Полагаем, что необходимо разделить данные понятия, как это предусмотрено пунктом 3.1 Регламента радиосвязи Российской Федерации, принятого Государственной комиссией по радиочастотам.
Дело в том, что моменты наступления двух этих событий разнесены во времени на период до одного года. Оператор может иметь разрешение на использование радиочастотного спектра, но фактически не использовать его. Соответственно, и оплата за обладание разрешением должна отличаться от размера оплаты за фактическое использование радиочастотного спектра:
за обладание разрешением на использование радиочастотного спектра может взиматься разовая оплата при его оформлении с момента выдачи разрешения;
за фактическое использование радиочастотного спектра может взиматься регулярная оплата только за фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой, то есть за фактическую работу радиоэлектронных средств в эфире на разрешенных частотах - фактически это оплата услуг радиочастотных центров по обеспечению постоянной эксплуатационной готовности радиочастотного спектра для его использования радиоэлектронного средства оператора связи. Именно контроль за фактическим использованием радиочастотного спектра является основным видом деятельности органов радиочастотной службы - платной услугой, оказываемой операторам связи.
Предлагается подпункт 4 статьи 2 Федерального закона N 126-ФЗ изложить в следующей редакции:
"4) использование радиочастотного спектра - пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других, не запрещенных федеральными законами или иными нормативными актами Российской Федерации, целей c момента регистрации радиоэлектронных средств в соответствии с выданными разрешениями на использование радиочастот или радиочастотных каналов, если в соответствии с действующим законодательством предусмотрена такая регистрация;".
Данное изменение потребует изложения в новой редакции абзаца первого пункта 4 статьи 23 Федерального закона N 126-ФЗ с тем, чтобы принципиально разделить значение разовой платы и платы за пользование радиочастотного спектра:
"4. Для пользователей радиочастотным спектром устанавливается разовая плата за выдачу разрешений на использование радиочастотного спектра (далее - разовая плата) и регулярная плата за его фактическое использование (с момента регистрации радиоэлектронных средств в соответствии с выданными разрешениями на использование радиочастотного спектра, если в соответствии с действующим законодательством предусмотрена такая регистрация) в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.".
В случае внесения указанных изменений в Федеральный закон N 126-ФЗ в предложенном варианте будут исключены необоснованные затраты операторов связи за фактически не оказанные им органами радиочастотной службы услуги.
В соответствии с Федеральным законом N 126-ФЗ применяется "двухшаговая" процедура получения разрешений на использование радиочастот:
первоначально заявитель должен обратиться в радиочастотную службу за получением заключения экспертизы о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств (пункт 4 статьи 24);
затем заявитель должен обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультуру) с заявлением о выдаче разрешения на использование частот, приложив к нему заключение радиочастотной службы.
При этом Федеральным законом N 126-ФЗ установлен только срок выдачи разрешения - 120 дней со дня обращения. Сроки же выдачи заключений не установлены ни одним из действующих нормативных правовых актов, что делает невозможным прогноз сроков получения разрешения. Нередко эти сроки исчисляются годом и более.
В этой связи предлагается ввести режим "одного окна" и установить единый предельный (максимальный) срок проведения всех работ для выдачи разрешения с момента обращения заявителя. Подобная практика уже введена Роспотребнадзором: за два месяца должна быть проведена как сама экспертиза, так и выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на объекты такой экспертизы (Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года N 224).
Кроме того, в действующей редакции Федерального закона N 126-ФЗ не определена дата прекращения действия разрешения при добровольном отказе владельца от использования всего разрешенного радиочастотного спектра или его части (конкретных номиналов радиочастот).
В настоящее время решение о прекращении срока действия разрешения на основании добровольного отказа владельца принимается согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона N 126-ФЗ, то есть в течение 120 дней, хотя фактически радиочастотный спектр может и не использоваться до истечения этого срока. В результате при оформлении добровольного отказа владелец зачастую оплачивает счета органов радиочастотной службы за неиспользуемый радиочастотный спектр.
Поэтому в проекте предлагается установить, что решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения должны приниматься федеральным органом исполнительной власти по надзору в области связи не позднее чем через девяносто дней со дня обращения. В указанный срок входит и подготовка заключения экспертизы о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств.
По сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 16 февраля 1997 года N 15-ФЗ "О связи" в Федеральном законе N 126-ФЗ уменьшен с пяти до трех лет минимальный срок действия лицензий на оказание услуг в сфере информационных технологий и связи. На стартовое развертывание сетей связи с использованием радиоэлектронных средств уходит, как правило, до двух лет. Для коммерческой их эксплуатации остается всего один год, что не позволяет оператору и владельцу сети окупить вложенные средства. Поэтому предлагается возвратиться к редакции Федерального закона от 16 февраля 1997 года N 15-ФЗ "О связи" о пятилетнем минимальном сроке действия лицензии, указав в пункте 1 статьи 33 Федерального закона, что в случае, если в процессе оказания услуг связи предполагается использование радиочастотного спектра, лицензия выдается на срок не менее пяти лет.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 15-ФЗ следует читать как "16 февраля 1995 года"
По нашему мнению, предполагаемые изменения в Федеральный закон N 126-ФЗ позволят операторам связи устранить административные барьеры в осуществлении их деятельности с сохранением государственного контроля в этой области.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.