Заключение Правительства РФ
на проект федерального закона N 165059-5 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что его разработка обусловлена необходимостью повышения эффективности применения на практике норм Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон).
Пунктом 10 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 13 Федерального закона, регламентирующую определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, нормой о том, что минимальные и максимальные размеры садовых, огородных и дачных земельных участков устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться также для иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими садоводство, огородничество, а также некоммерческими организациями. При этом статьей 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" уже установлено, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Абзацем третьим пункта 11 статьи 1 законопроекта предусматривается понятие "схемы зонирования и резервирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений". Однако вопросы, связанные с зонированием территорий, регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом в Градостроительном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие "схемы резервирования территорий". В то же время внесение соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации законопроектом не предусмотрено.
Не вполне ясна необходимость исключения из абзаца первого пункта 1 статьи 18 Федерального закона, определяющего, что членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства), слов "и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства)".
Пунктом 14 статьи 1 законопроекта предусматривается внесение изменения в статью 19 Федерального закона, согласно которому член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право при отчуждении земельного участка одновременно отчуждать приобретателю расположенные на нем здания, строения, сооружения, а также долю имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере стоимости части этого имущества пропорционально внесенным целевым взносам с учетом износа.
Вместе с тем статья 35 Земельного кодекса Российской Федерации содержит норму о недопущении отчуждения земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Норма об отчуждении приобретателю доли имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов уже содержится в подпункте 6 пункта 1 статьи 19 Федерального закона.
Также пунктом 14 статьи 1 законопроекта предусматривается, что член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан нести бремя содержания своего земельного участка и земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. Кроме того, предлагается дополнить подпункт 3 пункта 2 статьи 19 Федерального закона нормой о том, что член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан также содержать в надлежащем порядке свой земельный участок и находящиеся на нем жилое строение, хозяйственные постройки и иные перечисленные в данном подпункте объекты.
Необходимо отметить, что вопрос о поддержании имущества в надлежащем состоянии урегулирован статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 15 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить главу IV Федерального закона статьей 19.1, регламентирующей порядок исключения граждан из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Предлагаемые положения статьи 19.1 законопроекта должны содержаться в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, поскольку согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона основания и порядок исключения из членов такого объединения и применения иных мер воздействия за нарушение устава или правил внутреннего распорядка такого объединения в обязательном порядке указываются в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 25 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 1 статьи 28 Федерального закона изложить в новой редакции, предусматривающей, в частности, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, дачникам и садоводческим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вместе с тем данное положение законопроекта не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Так, согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства устанавливается данным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
При этом согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, предусмотренный предлагаемой законопроектом редакцией пункта 1 статьи 28 Федерального закона перечень документов, которые прилагаются к ходатайству о предоставлении садового или дачного земельного участка в собственность, включает в себя большее количество документов по сравнению с перечнем документов, установленным действующей редакцией статьи 28 Федерального закона. Например, к указанному ходатайству предлагается дополнительно прилагать выкопировку из генерального плана или проекта организации застройки территории садового или дачного некоммерческого объединения с указанием границ садового или дачного земельного участка; копию постановления об утверждении проекта организации и застройки территории садового или дачного некоммерческого объединения. При этом в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование расширения указанного перечня документов.
Пунктом 26 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Федеральный закон новой статьей 28.1, регламентирующей особенности предоставления в собственность и аренду огородных земельных участков. При этом в пункте 1 статьи 28.1 предусматривается установить, что "земельные участки для ведения огородничества, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, со дня введения в действие настоящего Федерального закона предоставляются гражданам и огородническим некоммерческим объединениям в аренду, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации допускается предоставление таких земельных участков в собственность".
Данное положение законопроекта противоречит пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также ограничивает права граждан и огороднических некоммерческих объединений в части приобретения прав на указанные земельные участки.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.