Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 333288-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., касающихся формирования фракций политических партий, а также установления возможности для представителей политических партий замещать руководящие должности и работать в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации на постоянной основе. В законопроекте получили развитие и положения проекта федерального закона N 317033-5*, предусматривающего передачу депутатского мандата каждому списку кандидатов, который получил на региональных выборах 5 и более процентов голосов избирателей, но не преодолел барьер, установленный для допуска к распределению депутатских мандатов.
В соответствии с действующим правовым регулированием фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. При этом, как показывает анализ регионального законодательства, если список кандидатов получает только один депутатский мандат, фракция, как правило, не образуется.
Законопроектом предусматривается, что фракция может включать в себя одного депутата, избранного в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов и получившего один депутатский мандат.
Депутат, избранный в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат, не может входить ни в одну фракцию. Такой депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Депутаты, избранные в составе списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.
Депутату, избранному в составе указанного списка кандидатов, наравне с представителями фракций должны предоставляться право предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, права на выступление в указанном органе, получение и распространение материалов и документов, участие в работе органа, осуществляющего предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат, а также не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, должно быть предоставлено право осуществлять свою депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Кроме того, депутатам, избранным в составе указанных списков, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае прекращения деятельности политической партии, списку кандидатов которой передан депутатский мандат, в связи с ее ликвидацией или реорганизацией депутат, избранный в составе списка кандидатов такой политической партии, утрачивает права, предоставленные ему наравне с представителями фракций, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. С этого дня такой депутат вправе входить в ту или иную фракцию при условии, что он может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
Права указанных депутатов и предлагаемые в отношении их ограничения корреспондируют правам и ограничениям, установленным для депутатов Государственной Думы шестого созыва, избранных в составе федеральных списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
_____________________________
* Проект федерального закона N 317033-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации" внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и установлением требований к условиям осуществления депутатской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.