Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 333229-5 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статьей 5 Федерального Закона от 13.10.2008 года N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрена возможность Центрального банка Российской Федерации предоставлять Сберегательному банку Российской Федерации субординированные кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму не превышающую 500 млрд. рублей, на срок до 31 декабря 2019 года включительно по ставке 8 процентов годовых.
Указанная процентная ставка устанавливалась в период острой фазы экономического кризиса, характеризующегося чрезвычайно высоким уровнем процентных ставок по кредитованию (до 30% годовых).
Вместе с тем, ситуация на денежном и кредитном рынке с середины 2009 года радикально изменилась, и в настоящее время характеризуется низкими процентными ставками в экономике.
По мере стабилизации ситуации, Банк России неоднократно, в течение 2009 года и в первом квартале 2010 года снижал базовую ставку рефинансирования с 13% годовых (базовая ставка на 01.01.2009 года) до 8.5% годовых (базовая ставка на 24.02.2010 года). Таким образом снижение ставки рефинансирования за указанный период составило 34.6%.
Ставки на рынке госдолга за указанный период снизились, в среднем, с 12,08% (сводный индекс) до 7,03% годовых (снижение составило 41,8%). Одновременно снижались ставки по депозитам Банка России и ОБР.
За рассматриваемый период сводный индекс процентных ставок на рынке корпоративных облигаций снизился с 21,7% до 9,24% годовых (снижение на 57,4%).
Фактически с середины 2009 года первоклассные заемщики, к которым относится Сберегательный банк Российской Федерации, способны привлекать средства на внешних рынках. При этом, подобное привлечение средств значительно дешевле предусмотренной Законом ставки по субординированным кредитам и составляет от 4,25% до 5,25% годовых.
Одновременное погашение Сберегательным банком Российской Федерации субординированного кредита и привлечение фондирования с внешних рынков увеличит зависимость российской экономики от внешних рынков, а также повысит уязвимость национальной финансовой системы.
Законопроектом предлагается установить ставку по предоставляемым Сберегательному банку Российской Федерации субординированным кредитам (займам) в размере 4,75% годовых, что будет соответствовать размеру среднерыночной ставки, с целью поддержания ликвидности в национальной банковской системе, а также с целью снижения ставок кредитования в российской экономике.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений, дополнения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.