Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 335186-5 "О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального конституционного закона
Одной из важнейших задач административной реформы является оптимизация функционирования территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. Значительно возросшее количество территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и работников их аппаратов привело к тому, что общее их количество в субъектах Российской Федерации зачастую в несколько раз превышает число гражданских служащих самих субъектов Российской Федерации.
Поскольку определение структуры территориальных органов, их штатных расписаний и предельной численности осуществляется непосредственно по каждому федеральному органу исполнительной власти исходя из характера и специфики возложенных на него задач, в настоящее время отсутствуют какие-либо правовые критерии оценки достаточности либо избыточности числа служащих в территориальных подразделениях указанных органов.
Другой стороной обозначенной проблемы являются явные диспропорции при установлении численности федеральных служащих в различных регионах страны.
В этой связи актуальным становится нормативное закрепление критериев и нормативов количества работников территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, определяемых с учетом общего количества населения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они функционируют.
Принцип взаимосвязи между количеством населения региона и числом лиц, наделенных властными полномочиями, прослеживается при формировании представительных органов власти, судейского корпуса. Численность населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и количество потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг в бюджетном законодательстве берутся за основу при распределении субвенций соответствующим бюджетам. Полагаем, что данные критерии должны также учитываться при определении численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. Количество служащих должно ставиться в прямую зависимость от объема выполняемых функций соответственно с учетом региональной специфики, в числе значимых факторов которой могут рассматриваться в первую очередь численность населения субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем на сегодня отсутствует нормативный правовой акт, который устанавливал бы общие принципы и критерии определения структуры и численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.1998 г. N 797 "О составе, предельной численности и фонде оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", которым определялась предельная численность территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в настоящее время фактически утратило силу и не применяется.
С учетом изложенного приоритетной задачей в рассматриваемой сфере является выработка единого и концептуально целостного подхода к оптимизации структуры и численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. Указанный подход должен быть выражен в нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации, принятом во исполнение части пятой статьи 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". При этом в указанном нормативном правовом акте должны быть определены четкие критерии и нормативы количества территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, сформулированы правовые механизмы, предотвращающие нарушение этих требований и необоснованное увеличение числа служащих. Поскольку в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации само устанавливает размер ассигнований на содержание аппарата территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, принятие предлагаемого законопроекта позволит уточнить правовые основания для принятия Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего стабильные и прозрачные механизмы расчета численности работников территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и соответствующих бюджетных ассигнований на их содержание.
В условиях преодоления посткризисных явлений расчет необходимого числа служащих в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти позволит оптимизировать их численность и уменьшить расходы бюджетных средств. Определение количества служащих территориальных подразделений федеральных органов власти, соразмерного реальным задачам этих органов на территории субъектов Российской Федерации, кроме сказанного, представляется важным направлением административной реформы и позволит существенно повысить эффективность работы федеральных органов исполнительной власти, создать предпосылки для постепенного перехода к программно-целевому методу финансирования федеральных органов исполнительной власти, а также обеспечить равные условия предоставления федеральных государственных услуг независимо от места проживания гражданина.
Законопроект не содержит положений, предусматривающих расходование средств федерального бюджета.
Председатель |
К. Толкачев |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"
Принятие проекта федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" дополнительных затрат из бюджета Российской Федерации не повлечет.
Председатель |
К. Толкачев |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"
Принятие проекта федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти".
Председатель |
К. Толкачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.