Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 338223-5 "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Необходимость внесения изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" обусловлена тем, что проведенный анализ действующего законодательства показал, что оценка арестованного имущества должника, на которое обращается взыскание, согласно части 1 статьи 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В определенных данным законом случаях судебный пристав-исполнитель привлекает оценщика для оценки имущества должника. В части 8 статьи 85 указанного закона оговорен вид стоимости, определяемый оценщиком - рыночная стоимость.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается следующее:
рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
1) одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
2) стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
3) объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
4) цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
5) платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Содержание условий определения рыночной стоимости раскрываются нижеследующими пояснениями.
Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей. Под публичной офертой согласно статье 437 ГК РФ признается реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц и содержащие все существенные условия договора.
Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.
Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой из сторон, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки.
Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой из сторон сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку.
Поскольку права собственника арестованного имущества (должника) ограничены наложением на имущество ареста и продажа имущества является вынужденной, то в концепции определения рыночной стоимости не выполняется важнейшее условие - независимость продавца. Одновременно совокупность действий, регламентируемых статьей 87 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", касается установления максимального двухмесячного срока для реализации имущества должника, что в отдельных случаях недостаточно для надлежащего срока экспозиции.
В то же время Федеральным стандартом оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. N 255, зарегистрированным в Минюсте РФ 23.08.2007 г. N 10045, предусмотрены другие виды стоимости, отличные от рыночной, в том числе "ликвидационная стоимость".
Ликвидационная стоимость объекта оценки - это расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.
При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным. Исходя из приведенного выше ликвидационная стоимость всегда ниже рыночной, и разница между их уровнями обусловлена прежде всего временным фактором, а также фактором ликвидности.
В настоящее время в Российской Федерации складывается определенная арбитражная практика по отношению к вопросам оценки имущества должников. При этом судами выносятся решения как в пользу рыночной стоимости имущества, так и в пользу ликвидационной стоимости.
Предлагаемые изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" позволят устранить разночтения данного закона с нормами Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральных стандартов оценки и создадут единое правовое поле для работы судебных приставов-исполнителей, оценщиков и арбитражных судов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений статью 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не потребуют дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.