Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 338842-5 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статьей 230 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено представление налоговыми агентами в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ, которые не имеют статуса налоговой декларации (расчета). Таким образом, данные сведения не могут являться основанием для начисления налога в лицевых счетах налоговых агентов, что исключает возможность определения суммы текущей задолженности по налогу и применения к ней процедур принудительного взыскания без проведения выездной налоговой проверки, периодичность которой строго регламентирована.
Кроме того, в связи с отсутствием у налоговых агентов квартальной отчетности у налоговых органов нет возможности применения механизмов контроля и обнаружения фактов неперечисления сумм налога в течение налогового периода.
Предлагаемые изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривают установление обязанности для налоговых агентов ежеквартально и по итогам налогового периода представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по исчисленным и удержанным (подлежащим уплате) суммам налога на доходы физических лиц, устанавливают ответственность налоговых агентов за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета), а также возможность приостановления операций налогового агента по его счетам в банке в случае непредставления им налоговой декларации (расчета) в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока.
Представление налоговыми агентами в налоговые органы расчетов предусмотрено статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации, однако в отношении налога на доходы физических лиц соответствующая норма не реализована.
Ежеквартальное представление налоговыми агентами предлагаемой отчетности позволило бы своевременно принимать меры по принудительному взысканию налога.
До 2010 года налоговые органы в целях оперативного выявления задолженности по уплате налога на доходы физических лиц в течение календарного года проводили работу с использованием единственного на тот момент аналитического инструмента - данных расчетов авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемых страхователями в налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Начиная с 2010 года в связи с принятием Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и N 213-ФЗ, которыми отменена обязанность страхователей представлять в налоговые органы расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налоговые органы лишены источника информации о сформировавшемся в течение года фонде оплаты труда.
Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации позволят повысить эффективность администрирования и собираемость налога на доходы физических лиц и обеспечить увеличение поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе за счет работы, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления с должниками.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.