Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 339806-5 "О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемым проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" полагается оптимизировать размеры финансовых гарантий туроператоров в зависимости от осуществляемого вида туристской деятельности (внутреннего, въездного и выездного туризма) и годового оборота финансовых средств.
В случае въездного туризма в большинстве случаев иностранные туристы приобретают туристский продукт за рубежом и, следовательно, у них отсутствуют прямые договорные отношения с российскими туроператорами. С момента начала действия финансовых гарантий за два с половиной года не зафиксировано ни одного страхового случая в сфере въездного туризма (по данным Отчетного доклада Российского союза туриндустрии о работе в период с сентября 2007 по октябрь 2009 года). По сути дела финансовые гарантии в сфере въездного туризма охватывают довольно узкую практику приобретения туристского продукта иностранными туристами у отечественных туроператоров. В связи с этим целесообразно установить более низкую ставку финансовых гарантий для данного вида деятельности.
В случае выездного туризма снижение базовой ставки финансового обеспечения позволит более эффективно учитывать интересы "малых туроператоров". Исследования показали, что подавляющее большинство туроператоров, действующих в приграничных субъектах Российской Федерации имеют крайне незначительный оборот, полученный от реализации собственно туристского продукта (для Калининградской области этот параметр варьируется в диапазоне от 3 до 5 млн. рублей). Это означало "перегарантированность" рисков деятельности региональных туроператоров (в 6-8 раз при базовой ставке в 30 млн. рублей). Например, при обороте в 5 млн. рублей туроператор относился к группе предприятий с оборотом до 100 млн. в год и его финансовое обеспечение составляло 30 млн. рублей. Определенные преференции получают туроператоры, применяющие упрощенную систему налогообложения, - их оборот не мог превышать 20 млн. рублей в год (с учетом коэффициента дефлятора сумма увеличивалась), а в 2010 г. оборот таких операторов не может превышать 60 млн. рублей.
Важным нововведением является введение прямой линейной зависимости ставки финансового обеспечения от оборота компании. Это означает, с одной стороны, высокую степень корреляции между фактическим оборотом и размером финансовых гарантий и, следовательно, с другой стороны, предполагает значительно более высокую степень покрытия рисков. В соответствие с действующей редакцией ст. 17.2 закона предприятие, имеющее оборот от 30 млн. до 100 млн. рублей заведомо "недогарантированно" по степени покрытия рисков, так как размер финансового обеспечения такого предприятия составляет 30 млн. рублей. Новый подход защищает потребителя в гораздо более высокой степени в силу того, что по умолчанию оборот туроператора не может превысить размер финансового обеспечения.
Увеличение максимальной ставки финансового обеспечения со 100 млн. до 1 млрд. рублей связано с текущим низким уровнем гарантирования рисков крупных туроператоров. Так, по данным опубликованных российских рейтингов, распределение годовых оборотов крупнейших отечественных туроператоров, зарегистрированных в качестве отдельных юридических лиц, находилось в 2007-2008 гг. в диапазоне от 120 млн. до 6 млрд. рублей. Причем не менее 15 компаний имеют годовой оборот свыше 1 млрд. рублей, что в 10 и более раз превышало максимальный размер финансового обеспечения. Предлагаемое увеличение ставки должно нивелировать эту разницу.
Что касается юридических лиц, впервые приступающих к туроператорской деятельности, то предлагаемый законопроектом размер финансового обеспечения позволит создать своеобразный высокий "входной барьер" для фирм-однодневок.
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Председатель Калининградской |
С.В. Булычев |
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель Калининградской |
С.В. Булычев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.