Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 337183-5 "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Мурманской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Мурманской области" разработан в соответствии со статьями 17 и 36 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 857 "О преобразовании закрытых административно-территориальных образований - города Полярного, города Скалистого и города Снежногорска Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области".
Принятие предлагаемого федерального закона позволит привести судебную систему Мурманской области в соответствие с действующим федеральным законодательством.
На территории Кандалакшского района Мурманской области действует городской суд. В целях приведения в соответствие с пунктом 1 статьи 36 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" наименование суда Кандалакшский городской суд Мурманской области необходимо упразднить и создать на его базе районный суд Мурманской области.
На территории закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области в пределах границ территорий преобразованных закрытых административно-территориальных образований - города Полярного, города Скалистого и города Снежногорска Мурманской области действуют суды: Полярный городской суд, Гаждиевский городской суд, Снежногорский городской суд. Юрисдикция вновь созданного Полярного районного суда Мурманской области распространяется на территории одноименных районов и городов в границах, существующих на момент вступления в силу данного Федерального закона.
С 1 января 2004 года введен в действие пункт 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 УПК РФ, в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
В настоящее время на территории Мурманской области действуют районные (городские) суды, штатная численность судей в которых составляет:
Терский - 3, Снежногорский - 3, Гаджиевский - 2, Полярный - 4.
В связи с приведением в соответствие с пунктом 1 статьи 36 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" необходимо упразднить Полярный, Гаджиевский и Снежногорский городские суды и создать на их базе Полярный районный суд. Соответственно, необходимо упразднить Кандалакшский городской суд и Терский районный суд и на их базе создать Кандалакшский районный суд Мурманской области.
Целесообразность принятия данного законопроекта обусловлена соблюдением конституционных прав граждан на судебную защиту, так как в период длительного отсутствия судьи (отпуск, болезнь, переназначение и т.д.) его обязанности будут перераспределяться между судьями укрупненного районного суда.
Анализ нагрузки судей указанных районных (городских) судов и перспективы роста населения районов свидетельствуют о том, что вводить дополнительные единицы судей в них нет необходимости.
Применительно к части 2 статьи 21 Закона РСФСР от 08.07.1981 N 976 "О судоустройстве РСФСР" в редакции Федерального закона от 02.07.2003 N 88-ФЗ, позволяющей создавать районные суды в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации, выход из сложившейся ситуации возможен путем упразднения Кандалакшского городского и Терского районного судов, Снежногорского, Гаджиевского, Полярного городских судов Мурманской области с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию соответственно Кандалакшского районного суда Мурманской области, Полярного районного суда Мурманской области.
Предложенное проектом "объединение" малосоставных районных (городских) судов и небольших по численности населения судебных районов (и последующее на основании этого перераспределение штатной численности судей) позволит устранить существующую неравномерность распределения нагрузки на судей районных судов, а также равномерно распределять дела между судьями укрупненного районного суда.
В настоящее время перераспределить должности судей (как федеральных, так и мировых) с целью установления равномерной их нагрузки не представляется возможным. В районном суде количество должностей судей не может быть менее трех из-за необходимости обеспечения рассмотрения дел составом из трех судей.
В случае принятия законопроекта предлагается перераспределить штатную численность судей районных судов с целью обеспечения равномерной их нагрузки.
Территориальное размещение судов не изменится. В поселке Умба Терского района Мурманской области, городах Снежногорск, Гаджиево и Полярный в упраздненных судах останутся судьи и сотрудники аппаратов.
В районах упраздненных судов Мурманской области осуществляют правосудие мировые судьи. Так как в границах административных районов упраздненных судов осуществляется правосудие только по одному мировому судье, пересмотра границ судебных участков не требуется.
Упразднение вышеуказанных районных судов с одновременной передачей вопросов, отнесенных к их ведению, в юрисдикцию других судов Мурманской области не повлечет за собой ограничение деятельности по осуществлению правосудия и изменение границ судебных участков мировых судей.
Предлагаемые в проекте федерального закона границы территориальной юрисдикции районных судов позволят более равномерно распределить нагрузку по рассмотрению дел на федеральных судей.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Мурманской области"
Принятие проекта федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Мурманской области", предусматривающего передачу полномочий по рассмотрению судебных дел из упраздняемых судов Мурманской области в соответствующие действующие суды Мурманской области, повлечет за собой дополнительные расходы средств федерального бюджета.
На хозяйственно-операционные расходы потребуется 174,3 тыс. рублей, в том числе:
на замену клише франкировальной машины в Кандалакшском районном суде - 13 тыс. рублей;
на изготовление гербовых печатей 8 шт. стоимостью 3000 рублей каждая, всего на 24,0 тыс. рублей;
на изготовление вывесок на здания судов 10 шт. стоимостью 3 500 рублей каждая, всего на 35,0 тыс. рублей;
на изготовление штампов разных 34 шт. средней стоимостью 800 рублей каждый, всего на 27,2 тыс. рублей;
изготовление 67 удостоверений стоимостью 300 рублей каждое, всего 20,1 тыс. рублей;
изготовление 2 печатей для удостоверений стоимостью 2 500 рублей каждая, всего 5,0 тыс. рублей;
изготовление 40000 шт. бланков Кандалакшского и Полярного районных судов с угловым штампом стоимостью 0,8 рубля каждый, всего 32,0 тыс. рублей;
расходы на публикацию объявлений в СМИ - 18 тыс. рублей
Эти затраты планируется произвести за счет средств федерального бюджета, выделяемых Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на содержание судов общей юрисдикции.
Перечень актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Мурманской области"
Принятие Федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Мурманской области" не требует принятия актов федерального законодательства о признании утратившими силу, приостановлении, внесении изменений или принятия новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.