Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 338217-5 "О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Необходимость внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности по профессии, не указанной в разрешении на работу, обусловлена судебной практикой, которая в последнее время складывается таким образом, что иностранные работники, получив разрешение на работу в пределах установленных квот по одной профессии, беспрепятственно могут осуществлять трудовую деятельность по совершенно другому виду деятельности, поскольку в действиях работника и работодателя отсутствуют составы административных правонарушений, предусмотренных статьями 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (к примеру, иностранный гражданин, получив разрешение на работу по профессии дворник, может работать поваром).
Указанная позиция не соответствует действующему законодательству в части определения квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации. В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Во исполнение данной правовой нормы Правительством РФ принято постановление от 22.12.2006 г. N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление), которым регулируются следующие вопросы:
1) определение потребности в привлечении иностранных работников на очередной год по Российской Федерации, а также по приоритетным профессионально-квалификационным группам;
2) утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
3) утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в месячный срок с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации об утверждении на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу утверждает распределение указанной квоты по профессиям, специальностям и квалификации иностранных работников, а также странам их происхождения (государствам гражданской принадлежности), иным экономическим и (или) социальным критериям.
Таким образом, установленный законодательством РФ порядок квотирования предполагает, что иностранный гражданин должен осуществлять трудовую деятельность по той профессии, которая указана им в разрешении на работу.
Предложенные изменения правовых норм закрепят обязанность работодателя и иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получение визы, осуществлять трудовую деятельность только по той профессии, которая указана в разрешении на работу, что исключит злоупотребление на рынке труда в условиях кризиса.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.