Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 343088-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций"
Досье на проект федерального закона
Концепцией проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций" (далее - законопроект) является обеспечение исполнения кредитными организациями требований Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон 54-ФЗ).
Федеральный закон 54-ФЗ определяет, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями (в том числе кредитными организациями) при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. В целях реализации данного положения Федеральным законом 54-ФЗ на Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) возлагается ряд обязанностей, связанных с реализацией требований указанного Федерального закона кредитными организациями. В частности, пункт 1 статьи 2 устанавливает, что порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Банком России; пункт 3 статьи 3 устанавливает, что Банк России направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах; пункт 2 статьи 4 устанавливает, что порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Банком России.
Однако до настоящего времени Банком России не выполнено ни одно из указанных требований.
Вместе с тем, часть 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Однако пункт 3 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ определяет, что действие полномочий налоговых органов не распространяется на кредитные организации, а контроль за соблюдением кредитными организациями требований Федерального закона N 54-ФЗ осуществляет Банк России.
Приходится констатировать, что сложившая практика реализации Банком России требований Федерального закона N 54-ФЗ позволяет кредитным организациям не применять контрольно-кассовую технику и не опасаться применения к ним налоговыми органами или Банком России каких-либо санкций.
Кроме того, отсутствие контроля за соблюдением кредитными организациями требований Федерального закона N 54-ФЗ позволяет другим недобросовестным хозяйствующим субъектам, прикрываясь различными схемами с участием кредитных организаций, не применять контрольно-кассовую технику.
Таким образом, несовершенство действующей редакции Федерального закона N 54-ФЗ и неисполнение Банком России его требований приводит к массовым правонарушениям, совершаемым кредитными организациями, и создает условия для уклонения недобросовестных хозяйствующих субъектов от обязанности применения контрольно-кассовой техники.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.