Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 340721-5 "О внесении изменений в статьи 37 и 50 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 37 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. Однако, если в данной организации действуют иные первичные профсоюзные организации, первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, обязана одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося представительного органа для ведения коллективных переговоров с работодателем (его представителем) по подготовке, заключению или изменению коллективного договора.
К сожалению, в правоприменительной практике условие об обязательном извещении иных первичных профсоюзных организаций о начале коллективных переговоров, как правило, не исполняется, вследствие чего они лишены возможности участвовать в коллективных переговорах по разработке, заключению или изменению коллективного договора. При этом руководители первичных профсоюзных организаций, объединяющих более половины работников организации, понятие "известить" иные первичные профсоюзные организации толкуют как опубликование информации о начале коллективных переговоров в средствах массовой информации, и так поступают. В других случаях указанные руководители не извещают иные первичные профсоюзные организации ни в какой форме.
Существующее положение создалось по причине отсутствия однозначности толкования понятия "известить" и способа такого извещения в ТК РФ, а также по причине возможности ухода от ответственности руководителей первичных профсоюзных организаций, объединяющих более половины работников организации.
Данный законопроект направлен на создание условий для устранения выявленного в правоприменительной практике несовершенства законодательства по созданию условий для иных первичных профсоюзных организаций на участие в коллективных переговорах по разработке, заключению или изменению коллективного договора. Так, извещение иных первичных профсоюзных организаций предлагается осуществлять в письменной форме. Письменное извещение должно направляться каждой иной первичной профсоюзной организации по месту их нахождения и способом, обеспечивающим фиксирование вручения его адресату, то есть по аналогии с порядком направления судебных извещений, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством. Ответственность же руководителя первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников организации, который не известил надлежащим образом иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, предусматривается перед трудовым коллективом, так как в таком случае коллективный договор будет являться недействительным. Такая форма ответственности предлагается в связи с тем, что часто административная ответственность не может быть применена по причине проблематичности соблюдения срока, по истечении которого не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 50 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация данного проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 50 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.