Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 341063-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - законопроект) подготовлен и подлежит рассмотрению одновременно с проектом федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Законопроект призван обеспечить условия для внедрения процедуры медиации в правовую систему Российской Федерации и для применения норм федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в случае его принятия.
Законопроектом предполагается решить ряд вопросов, касающихся порядка применения процедуры медиации в отношении споров, находящихся на разрешении в суде общей юрисдикции, арбитражном суде или в третейском суде, а также установить процессуальные гарантии конфиденциальности процедуры медиации.
Законопроектом вносятся в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" изменения, в соответствии с которым регламентируется порядок проведения сторонами процедуры медиации на любой стадии рассмотрения спора судом, арбитражным судом или третейским судом. В АПК РФ и ГПК РФ медиация законодательно закрепляется как одна из примирительных процедур. Таким образом, процедура медиации в рамках гражданского либо соответственно арбитражного процесса будет регламентироваться содержащимися в указанных кодексах положениями, определяющими порядок использования этой примирительной процедуры.
Законопроектом предусматривается обеспечение независимости медиаторов путем закрепления процессуальных гарантий их деятельности, в частности недопустимость допроса медиаторов в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением своей деятельности. Такие нормы предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ.
Еще одна важная задача законопроекта - установить течение срока исковой давности при использовании сторонами спора процедуры медиации. В связи с этим предлагается дополнить часть первую статьи 203 ГК РФ положением, в соответствии с которым течение срока исковой давности прерывается, если сторонами спора принято решение об использовании процедуры медиации. Это позволит предоставить сторонам гарантии надлежащей защиты их прав, в том числе гарантировать право на судебную защиту. В этой части законопроект полностью соответствует требованиям Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза от 21 мая 2008 г. N 2008/52.
Кроме того, законопроектом решается вопрос о рекламе услуг медиаторов. В Федеральном законе "О рекламе" предлагается установить специальные требования к рекламе услуг медиаторов в целях воспрепятствования размещению рекламы услуг в области медиации ненадлежащего качества. В частности, предусматривается установить запрет на рекламу услуг тех медиаторов, которые не прошли соответствующего профессионального обучения и не имеют подтверждающих это обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов. Реклама услуг медиаторов должна содержать информацию о документах, подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального обучения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.