Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 341093-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Изменения, вносимые в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон), направлены на устранение имеющихся в нем противоречий, повышение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, совершенствование процедур надзора и контроля за деятельностью субъектов страхового дела.
С учетом международного опыта контроля над участниками финансового рынка и повышения эффективности регулирования страхового сектора экономики в проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - законопроект) устанавливается требование о предварительном уведомлении органа страхового надзора о совершении сделок по приобретению более 1 процента акций (долей) страховой организации и получения согласия органа страхового надзора на приобретение более 20 процентов акций (долей) страховой организации. При этом отказ органа страхового надзора должен быть мотивирован по основаниям, установленным федеральным законом.
В законопроекте дается новая редакция статьи 14 Закона, регламентирующая деятельность объединений субъектов страхового дела. Уточняется, что субъекты страхового дела помимо союзов, ассоциаций и иных объединений могут создавать саморегулируемые организации. Кроме того, законопроектом вводятся требования к порядку внесения указанных объединений в реестр объединений субъектов страхового дела, а также основания, по которым указанные объединения могут быть исключены из реестра объединений субъектов страхового дела.
Также в законопроекте содержатся изменения, направленные на решение задач совершенствования процедур лицензирования субъектов страхового дела. Это связано прежде всего с тем, что существует ряд законодательно установленных ограничений в отношении страховщиков при осуществлении отдельных видов обязательного страхования, соблюдение которых должно подтверждаться документами, не вошедшими в перечень документов, представляемых для лицензирования. Так, например, осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств может только страховщик, являющийся членом профессионального объединения страховщиков, однако в перечне документов, представляемых для лицензирования, соответствующего документа нет. В связи с этим законопроектом предусмотрено предоставление при процедуре лицензирования документов, подтверждающих исполнение требований, предусмотренных федеральными законами об обязательном страховании.
Кроме того, законопроект предлагает ввести нормы, повышающие эффективность контроля органа страхового надзора над текущей деятельностью страховщиков. Согласно законопроекту, все изменения, вносимые в положения о формировании страховых резервов, правила страхования, расчеты страховых тарифов и структуры тарифной ставки необходимо будет согласовывать с органом страхового надзора.
В законопроекте уточняются требования к учредителям, участникам, акционерам страховых организаций, руководителям и главному бухгалтеру страховой организации, а также вводится процедура согласования их назначения с органом страхового надзора. Кроме того, вводится запрет для руководителей и главных бухгалтеров страховой организации, руководителя филиала страховой организации занимать должности в других страховых организациях или организациях, являющихся аффилированными лицами по отношению к страховой организации. в которой указанные лица работают.
Проект закрепляет полномочие органа страхового надзора принимать решение об отзыве лицензии страховщика без соответствующего предписания и применения иных санкций в виде ограничения или приостановления действия лицензии в случае неоднократного представления страховщиком в орган страхового надзора недостоверной отчетности и иной информации при значительном отклонении показателей, отражающих исполнение требований финансовой устойчивости. Указанная норма вводится с целью обеспечить предотвращение мошеннических действий со стороны страховщиков, управляемых недобросовестными лицами.
Также законопроектом классификация видов страхования дополняется указанием на иные виды страхования, предусмотренные федеральными законами об обязательном страховании.
Принятие законопроекта позволит решить актуальные проблемы в области страхового дела, минимизировать коррупционные риски, создать механизмы контроля, обеспечивающие защиту прав потребителей страховых услуг
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.