Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 342447-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Досье на проект федерального закона
Внесение изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) вызвано необходимостью устранения негативных последствий применения отдельных его норм, которые негативно сказываются на развитии отрасли и ее хозяйственного потенциала.
Научная основа рыболовства, в том числе и морские научные исследования водных биологических ресурсов, является одной из составляющих частей рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, определяющей ресурсный потенциал отрасли и прогнозы ее развития. Данные научных ресурсных исследований позволяют устанавливать такие важнейшие показатели отрасли, как допустимые для промышленного освоения уловы водных биоресурсов, состав и структуру рыбопромыслового флота.
Морские научные ресурсные исследования осуществляются специализированными научно-исследовательскими организациями в соответствии с ежегодным планом ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биоресурсов, который утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Для оценки запасов промысловых видов водных биоресурсов, мониторинга промысла и контрольного лова осуществляются морские экспедиции с использованием научными организациями собственных научно-исследовательских судов или арендованных рыбопромысловых судов, занимающихся рыболовством в промышленных целях. Объемы изъятия из среды обитания водных биоресурсов устанавливаются в виде квот добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях в соответствии с Законом о рыболовстве.
Исходя из многолетней практики пользования водными биоресурсами в научно-исследовательских и контрольных целях, а также мирового опыта рыболовства и экологических требований, добытые в процессе научных исследований рыба и морепродукты использовались в дальнейшем в производстве пищевой и технической продукции. Однако с 2009 года введена норма, обязывающая уничтожать добытые в научно-исследовательских и контрольных целях водные биоресурсы, состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, и запрещающая производство из них рыбной и иной продукции (части 3.1, 3.2 статьи 21 Закона о рыболовстве).
В результате у научно-исследовательских организаций возникли проблемы с выполнением плана ресурсных исследований, поскольку наряду с целями научных исследований они вынуждены принимать меры по уничтожению рыбы и морепродуктов (сортировка биоресурсов по признакам жизнеспособности, транспортировка невозвращенных в среду обитания биоресурсов на берег, хранение и последующее их уничтожение). Для этого используются средства, выделяемые из федерального бюджета на собственно исследования в ущерб выполнению плана, поскольку финансирование работ по уничтожению водных биоресурсов, добытых в научно-исследовательских и контрольных целях, не предусмотрено. Таким образом, данная норма Закона о рыболовстве приводит к нарушению бюджетного законодательства. В то же время выделение бюджетных средств на расходы по уничтожению уловов рыбы и морепродуктов, пригодных для пищевых целей, вряд ли может найти адекватное обоснование как с точки зрения целесообразности таких расходов, так и с точки зрения соответствия их основным принципам отечественного законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов (статья 2 Закона о рыболовстве) и международным экологическим нормам пользования водными биоресурсами.
В 2009 году научно-исследовательскими организациями за счет отвлечения средств федерального бюджета на указанные расходы был сокращен объем морских научных исследований. Из 400 предусмотренных планом научных морских экспедиций выполнено менее 50%. Сокращение запланированных морских экспедиционных работ по исследованию запасов и районов скопления водных биоресурсов, оценке запасов основных массовых промысловых видов водных биоресурсов (минтай, феска, мойва, навага, пикша, сельдь, лосось), мониторингу промысла и контрольного лова не позволит прогнозировать с необходимой достоверностью объемы допустимых в промышленных целях уловов водных биоресурсов на очередной плановый период.
Результаты морских ресурсных исследований лежат в основе прогнозных показателей общих допустимых уловов (ОДУ), которые предъявляются для утверждения федеральными органами исполнительной власти в области рыболовства и в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. На основе утвержденных показателей ОДУ согласно Закону о рыболовстве устанавливаются квоты вылова водных биоресурсов, которые распределяются между пользователями водных биоресурсов. На их основе в свою очередь планируется как текущая, так и перспективная рыбопромысловая деятельность хозяйствующих субъектов. Таким образом, полнота морских научных исследований, их объективность, максимальный учет всех факторов состояния водных биоресурсов позволяют с высокой степенью достоверности прогнозировать объемы изъятия их из среды обитания для целей, установленных Законом о рыболовстве, в том числе для промышленного освоения.
Ввиду недостаточного финансового обеспечения невозможно выполнение в полном объеме морских экспедиционных работ, которое усложнит или сделает невозможным подготовку материалов, обосновывающих объемы допустимых уловов на очередной прогнозный период. Следствием этого станет сокращение промысловой деятельности отечественного рыболовства, банкротство предприятий, всплеск социально-экономической напряженности в приморских регионах.
Для устранения перечисленных негативных последствий как для отечественного рыболовства, так и для бюджетной системы необходимо вернуться к практике использования в хозяйственных целях водных биоресурсов, изъятых из среды обитания в научно-исследовательских и контрольных целях.
В связи с этим предлагается признать утратившими силу части 3.1, 3.2 статьи 21 Закона о рыболовстве и одновременно конкретизировать порядок использования водных биоресурсов, добытых в научных целях.
Это позволит сохранить для хозяйственного оборота объемы добытой в процессе научных ресурсных исследований рыбы и морепродуктов, не нарушать бюджетное законодательство, а также экологические условия пользования водными биоресурсами.
Частью 4 статьи 16 Закона о рыболовстве установлен запрет на осуществление рыболовства с рыбопромысловых судов, принадлежащих иностранным лицам. Данная норма была установлена Федеральным законом от 6 декабря 2007 года N 333-ФЗ (вступила в силу с 1 января 2009 года) с целью обновления рыбопромыслового флота, пополнения его современными судами за счет развития отечественного судостроения на основе широкого применения новых финансово-экономических форм, в частности лизинга.
Однако для фрахтователей судов, арендованных у иностранных лиц по договорам (бербоут-чартера), перевод которых в российскую собственность остался незавершенным, данная норма стала форс-мажорным обстоятельством, не позволяющим выполнить условия договоров. В такой ситуации оказались и 27 рыбопромысловых судов, построенных для России в 1991-1995 гг. в Германии за счет кредитов немецкого банка под гарантии Правительства Российской Федерации, рыбопромысловая деятельность которых остановлена с января 2009 года. Эти суда до сих пор остаются в собственности иностранных лиц, поскольку по ним не завершены расчеты по кредитам и, соответственно, процедура перехода в российскую собственность. Введенный запрет на текущую рыбопромысловую деятельность лишает суда зарабатывать средства и выплачивать задолженность по кредиту.
Несмотря на формальную принадлежность иностранным лицам, фактически такие суда, привлеченные в отечественное рыболовство до введения запрета, работали на законных основаниях в интересах России, под Государственным флагом и по законам Российской Федерации, включая налоговое законодательство, с экипажами из российских граждан. Также эти суда, построенные под гарантии Правительства Российской Федерации, являлись важным фактором стабильного социально-экономического положения регионов Сахалина и Камчатки, осваивали до 220 тысяч тонн водных биоресурсов в год и обеспечивали до 500 млн. рублей в год налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
В целях создания условий для завершения отношений, вытекающих из договоров аренды судов у иностранных лиц (бербоут-чартера), включая процедуру выкупа и пополнения такими судами рыбопромыслового флота, в том числе для перевода их под юрисдикцию Российской Федерации, предлагается внести изменения в Закон о рыболовстве, дополнив его статьей, позволяющей не применять запрет на рыболовство с рыбопромысловых судов, арендованных у иностранных лиц по договорам, заключенным до 31 декабря 2008 года.
Применение данной нормы создаст условия для возобновления работы на рыбном промысле наиболее эффективных судов, сохранение их в составе отечественного рыбопромыслового флота, способствуя тем самым наиболее полному освоения водных биоресурсов, занятости населения, повышению налогооблагаемой базы и стабилизации социально-экономического положения прибрежных регионов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
В результате принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", запрещающего с 1 января 2009 года рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации с использованием судов, принадлежащих иностранным лицам, бюджеты всех уровней в 2009 году недополучили около 400 млн. рублей.
В результате лишения права осуществлять рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации 27 судов, приобретенных под гарантию Правительства Российской Федерации, хозяйствующие субъекты понесли убытки на сумму более 300 млн. рублей.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" приведет к увеличению доходов федерального бюджета, не потребует передачи финансовых ресурсов в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.