Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 343802-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый законопроект подготовлен в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года N 1-П по делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор", на основании которого федеральному законодателю надлежит в шестимесячный срок внести изменения и дополнения в арбитражное процессуальное законодательство, закрепляющие возможность пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта арбитражного суда, основанного на правовой норме, практика применения которой после вступления данного судебного акта в законную силу определена (изменена) постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесенным по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.
Правовые позиции, формируемые Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в целях поддержания единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права и содержащие толкование разъясняемых положений законодательства, могут являться основанием для пересмотра в порядке надзора вступившего в законную силу судебного акта. Это обязывает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пересматривать в порядке надзора судебные акты, если они основаны на положениях законодательства, практика применения которых определена (или изменена) в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора. Необходимость подобного пересмотра в несколько раз увеличивает количество рассматриваемых в порядке надзора однотипных дел и противоречит природе надзорного производства как исключительного порядка пересмотра судебных актов.
Данным законопроектом предлагается модифицировать институт пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. В частности, предлагается разграничить обстоятельства, которые являются основанием для пересмотра, на новые и вновь открывшиеся. При этом к вновь открывшимся обстоятельствам законопроектом отнесены такие обстоятельства по делу, которые существовали на момент принятия судебного акта, а к новым - обстоятельства, хотя и возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. К последним предлагается отнести и определение (изменение) Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного акта по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.
Аналогичные положения, касающиеся возобновления производства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.
Такой процессуальный механизм пересмотра судебных актов, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, выраженному в Постановлении от 21 января 2010 года N 1-П, с одной стороны, позволяет повысить эффективность института пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, освобождая Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от рассмотрения дел, разрешение которых должно быть основано на выработанной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правовой позиции, а с другой стороны, расширяет для лиц, участвующих в деле, возможность, обращаясь к данному Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации толкованию норм права, добиться защиты своего права или законного интереса в других арбитражных судах.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, принятия, приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.