Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 422131-4 "О внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, реализующих право физических лиц и религиозных организаций на отказ от присвоения им идентификационного номера налогоплательщика", внесенному депутатом Государственной Думы четвертого созыва А.В. Чуевым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона , Комитет отмечает следующее.
Авторами законопроекта предлагается внести изменения и дополнения в статью 84 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым физические лица и религиозные организации вправе отказаться от присвоения им идентификационного номера налогоплательщика.
Внесение в Кодекс указанного изменения, согласно пояснительной записке к законопроекту, обусловлено тем, что присвоение физическим и юридическим лицам идентификационного номера налогоплательщика затрагивает религиозные чувства граждан.
Комитет по бюджету и налогам не поддерживает данную законодательную инициативу по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 84 "Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика". Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 287-О наличие в идентификационном номере некоего числа, могущего затрагивать религиозные чувства налогоплательщика, носит случайный характер; идентификационный номер не заменяет имя человека и подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета.
Следовательно, нет оснований утверждать, что пункт 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации нарушает свободу совести и вероисповедания (статья 28 Конституции Российской Федерации), запрет собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с абзацем пятым пункта 7 статьи 84 Кодекса физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 422131-4 "О внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, реализующих право физических лиц и религиозных организаций на отказ от присвоения им идентификационного номера налогоплательщика", внесенный депутатом Государственной Думы четвертого созыва А.В. Чуевым.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.