Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий"
Досье на проект федерального закона
Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий" (далее также - технический регламент) входит в перечень первоочередных технических регламентов, необходимость принятия которых до 1 января 2010 г. установлена в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в редакции от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ, а также Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 781-р.
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" настоящий технический регламент устанавливает основные минимально необходимые, обязательные для применения и исполнения требования безопасности к строительным материалам и изделиям, связанным с ними процессам проектирования, производства, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования, относящиеся к сопроводительным документам на строительные материалы и изделия, к маркировке и к оценке соответствия строительных материалов и изделий в целях: в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; охраны окружающей среды, гигиены и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Исходными данными для разработки проекта технического регламента "О безопасности строительных материалов и изделий" являются международные и национальные стандарты, их соответствующие части, относящиеся к объекту технического регулирования, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения технического регламента.
Для гармонизации с зарубежными нормами были использованы рекомендации ЕЭК ООН "Международная модель технической гармонизации на основе добросовестной практики технического регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов", а также подходы, используемые в Директиве 89/106 ЕС.
При разработке проекта технического регламента "О безопасности строительных материалов и изделий" учтен проект федерального закона "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений".
Проект технического регламента "О безопасности строительных материалов и изделий" предлагается к рассмотрению как составная часть федерального законодательства в области технического регулирования в строительной отрасли.
Проект технического регламента "О безопасности строительных материалов и изделий" содержит все необходимые разделы, предусмотренные Федеральным законом "О техническом регулировании" и содержит обязательные требования, применимые к строительным материалам и изделиям.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" проект технического регламента содержит перечень объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации, правила и формы оценки соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия, установлены сроки действия выданного сертификата соответствия, исходя из критериев соответствия по видам безопасности строительных материалов, изделий и конструкций, срок действия декларации о соответствии, исходя из критериев соответствия по видам безопасности строительных материалов, изделий и конструкций, а также требования к терминологии, упаковке, маркировке.
Принятие технического регламента окажет прямое воздействие на широкий круг экономических агентов и произведет положительный социально-экономический эффект.
В настоящее время уровень риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений достаточно высок. Это объясняется тем, что требования, обеспечивающие необходимую безопасность, не установлены законодательными и другими нормативными документами обязательного применения, либо установленные требования не вполне отвечают социальным потребностям, обусловленным развитием общества, а также развитием современных (инновационных) технологий.
С введением технического регламента будет обеспечено снижение уровня риска, так как все обязательные требования безопасности, обеспечивающие приемлемый уровень риска при использовании строительных материалов и изделий, их производстве, хранении, транспортировке, эксплуатации и утилизации, будут установлены в одном документе, имеющем статус федерального закона, и исключат возможность неоднозначного толкования.
Кроме того, установленные в техническом регламенте обязательные требования позволят значительно снизить уровень риска от деятельности недобросовестных производителей.
Соответственно снизятся издержки производителей по поиску информации об обязательных требованиях.
Принятие технического регламента приведет к существенному снижению издержек, связанных с подтверждением соответствия строительных материалов и изделий.
Технический регламент выстраивает четкую структуру подтверждения соответствия объектов технического регламента в соответствии с законодательством Российской Федерации и международной практикой для оптимизации процедур подтверждения соответствия и устранения искусственных барьеров в международном торговом обмене между Россией и мировым сообществом в сфере строительных материалов и изделий.
Предлагаемая структура подтверждения соответствия предупреждает дублирование функций производителей, органов по оценке соответствия и органов государственного контроля (надзора), что дает производителю право выбора наиболее удобного способа подтверждения соответствия.
Принятие технического регламента будет иметь положительные социально-экономические последствия для российской промышленности строительных материалов, изделий и конструкций за счет увеличения рынков сбыта и увеличения объема производства и услуг. Упорядочивание форм и методов оценки соответствия и устранение избыточных административных барьеров позволит сократить издержки строительной индустрии и строительной отрасли в целом.
Финансово-экономическое обоснование
принятия федерального закона "Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий"
Проект федерального закона "Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий" разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и пунктом 10 Программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р (в редакции распоряжения от 28 декабря 2007 г. N 1930-р).
Разработка национальных стандартов, применение которых в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О техническом регулировании" является достаточным условием выполнения требований технического регламента, осуществляется в рамках программы разработки национальных стандартов за счет средств основной деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В этой связи дополнительных средств федерального бюджета на их разработку не потребуется.
С учетом изложенного, не потребуется выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета в связи с принятием федерального закона "Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих приостановлению изменению, дополнению, в том числе актов Правительства Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий"
Принятие Федерального закона "Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
2) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
3) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
4) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
6) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";
7) Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.