Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике
на проект федерального закона N 6906-5 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 6906-5 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия, и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект является альтернативным проекту федерального закона N 291544-4 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", внесенному Сахалинской областной Думой.
Законопроектом предлагается увеличить до 1,6; 1,9; 2,0 предельные размеры отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемого при оценке пенсионных прав для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для лиц, проработавших 15 и 20 календарных лет соответственно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж не менее 25 и 20 лет (мужчины и женщины) независимо от места проживания.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оцениваются пенсионные права, заработанные в ранее действовавшей пенсионной системе. Оценка путем конвертации (преобразования) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал производится по состоянию на 1 января 2002 года. При этом порядок определения расчетного размера трудовой пенсии основан на правилах, ранее использовавшихся при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
Повышенное соотношение заработков (не свыше 1,4; 1,7 и 1,9) установлено для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате. Лицам, выехавшим за пределы указанных районов и местностей, соотношение заработков учитывается в указанных выше размерах независимо от места их жительства при наличии стажа работы не менее 15 и 20 календарных лет соответственно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и страхового стажа 25 и 20 лет у мужчин и женщин. Данная норма введена в 2001 году в ранее действовавший Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Для остальных граждан соотношение заработков при определении расчетного пенсионного капитала учитывается в размере не свыше 1,2.
Следует отметить, что с 1 января 2004 года размеры базовых частей трудовой пенсий по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, также определяются с учетом соответствующих районных коэффициентов; а для лиц имеющих вышеуказанный стаж и выехавших за пределы северных районов, базовые части трудовой пенсии по старости и по инвалидности с 1 января 2008 года устанавливаются в повышенных размерах вне зависимости от места проживания и времени обращения за пенсией.
Реализация предлагаемых законопроектом изменений приведет к увеличению размера страховой части трудовой пенсии, что повлечет увеличение расходов средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд), что может привести к необходимости передачи бюджету Фонда средств федерального бюджета в силу положений статьи 5 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования". Сумма расходов (876,6 млн. рублей в год) рассчитана авторами законопроекта на 2008 год исходя из численности данной категории пенсионеров, проживающих в Республике Карелия.
Следует отметить, что в 2010 году предусмотрены значительные бюджетные ассигнования, предоставляемые за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда, в том числе в целях реализации вступившего в силу Федерального закона от 24.07.2009 года N 213-ФЗ, предусматривающего, в том числе, проведение валоризации расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав.
Согласно положениям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в федеральный закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о бюджете.
Кроме того, положения законопроекта должны быть согласованы с требованиям пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым при внесении в указанный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату трудовых пенсий (частей трудовых пенсий), в соответствующем федеральном законе определяются конкретный источник и порядок финансирования дополнительных расходов, а также в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении необходимых изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Фонда. В рассматриваемом законопроекте таких положений не предусматривается.
На законопроект поступили 22 отзыва от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них: 16 законопроект поддерживают, 3 замечаний и предложений не имеют, 3 высказались против принятия законопроекта. От исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 38 отзывов, из них 19 законопроект поддерживают, 1 замечаний не имеют, 19 - против. Согласованные отзывы поступили из 4 регионов.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, имея замечания, в целом законопроект поддерживает. Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов концепцию законопроекта также поддерживает.
Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, являющийся соисполнителем по законопроекту, не находит оснований для его принятия в предложенной редакции.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике, рассмотрев проект федерального закона, рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.