Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике
к проекту федерального закона N 452056-4 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об увеличении размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемого при оценке пенсионных прав)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 452056-4 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, членом Совета Федерации С.М. Мироновым, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие при оценке пенсионных прав застрахованных лиц увеличение отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с 1,2 до 2,0; лицам, которым трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 указанного Федерального закона назначается досрочно - с 1,2 до 2,8; лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - с 1,4, 1,7, 1,9 соответственно - до 2,3, 2,6, 2,8 в зависимости от размера районного коэффициента к заработной плате, установленного в районе или местности.
Порядок определения расчетного размера трудовой пенсии, установленный пунктом 3 статьи 30 указанного Федерального закона, в том числе в части ограничения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, основан на правилах, ранее установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" при исчислении государственных пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях было введено Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 122-ФЗ "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом регулируется порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных пенсионных прав. С учетом указанного ограничения производился расчет всех финансово-экономических параметров пенсионной системы, определение тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитывающих расходы на выплату пенсий в условиях действующего законодательства.
Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", внесены изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, с 1.01.2010 г. расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим до 01.01.2002 г., при определении размера пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера.
Кроме того, в целях повышения общего уровня пенсионного обеспечения с 1.01.2010 года осуществлена валоризация (повышение) величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав. Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (без ограничений).
Следует отметить, что предлагаемые законопроектом изменения, по расчетам авторов, на 2008 год потребовали бы 86,8 млрд. рублей дополнительных расходов из федерального бюджета, что не предусмотрено законами о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 и последующие годы.
Согласно положениям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения изменений в закон о бюджете.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 6) при внесении изменений в данный закон, требующих увеличения расходов на выплату трудовых пенсий в соответствующем федеральном законе должен определяться конкретный источник и порядок финансирования дополнительных расходов на его реализацию. В рассматриваемом законопроекте таких положений не предусматривается.
В заключении Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока (соисполнитель) указывается, что оснований для принятия законопроекта в предложенной редакции не имеется.
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями.
Заключение Комитета Совета Федерации по социальной политике на законопроект с замечаниями.
Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов поддерживает концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
На проект федерального закона поступило 36 отзывов от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них: 29 его поддерживают, 1 не поддерживает, 6 замечаний и предложений не имеют. От высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступил 41 отзыв, из них: 18 поддерживают законопроект, 23 не поддерживают.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике принял решение рекомендовать Государственной Думе отклонить указанный законопроект в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.