Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 344922-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" с 1 марта 2009 года введен механизм прямого возмещения убытков.
Одним из основных и необходимых условий успешного введения прямого возмещения убытков является внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые учитывают особенности налогообложения операций по прямому возмещению убытков исходя из особенностей финансовых потоков между страховщиками, специфических видов доходов и расходов, возникающих при осуществлении операций по прямому возмещению убытков.
25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон N 282-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", который заложил основные принципы налогообложения операций по прямому возмещению убытков.
Вместе с тем, ряд вопросов налогообложения указанных операций по-прежнему остался неурегулированным, что может создать значительные затруднения при практическом осуществлении и налоговом учете операций по прямому возмещению убытков.
Статьей 26.1 Федерального закона Российской Федерации N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусматривается, что расчеты между страховщиками могут производиться путем возмещения суммы оплаченных убытков по каждому требованию или исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат (по фиксированным суммам).
Проведенные многочисленные исследования зарубежного опыта (Франция, Италия, Испания, Бельгия и др.) показали, что везде, где действует механизм прямого возмещения убытков, страховые организации осуществляют расчеты исключительно по фиксированным суммам без каких-либо последующих дорасчетов, которые характеризуются выставлением прямым страховщиком регрессного требования в фиксированной сумме после того, как он осуществит возмещение потерпевшему причиненного вреда в полном объеме. При этом профессиональные объединения страховщиков данных стран на регулярной основе осуществляют корректировку фиксированных сумм с учетом убыточности данного вида страхования.
В настоящий момент Российским Союзом Автостраховщиков - профессиональным объединением страховщиков, созданным и действующим на основании Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", разработаны критерии использования 9 ставок фиксированных сумм, основанных на территориальном признаке (федеральные округа с выделением Московского и Ленинградского регионов) и позволяющих учитывать особенности региональных выплат, осуществляемых страховщиками. Данные ставки действуют с 1 марта 2009 года по настоящее время.
Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ не содержит норм, регулирующих порядок налогообложения доходов и расходов при исполнении обязательств страховщиком причинителя вреда перед страховщиком потерпевшего путем перечисления фиксированных средних сумм страховых выплат с отнесением получаемых разниц на финансовый результат страховщиков.
Осуществление расчетов по фиксированным, а не фактическим суммам позволит комплексно решить сразу несколько проблем, неизбежно возникающих при расчетах по фактическим суммам. Прежде всего это касается проблемы постоянного оспаривания традиционным страховщиком суммы возмещенного прямым страховщиком потерпевшему вреда и желания прямого страховщика завысить сумму возмещаемого вреда своему клиенту, тем самым возложив бремя более крупной выплаты на плечи традиционного страховщика. Все это в конечном итоге может повлечь резкое увеличение размера средней суммы страховой выплаты по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО), споры и задержки в компенсации выплаченного возмещения потерпевшим и, как следствие, - необходимость повышения страховых тарифов по ОСАГО и ухудшение финансовой устойчивости страховщиков. Отсутствие законодательного решения вышеуказанных проблем приведет к невозможности реализации системы прямого возмещения убытков и дестабилизации на рынке ОСАГО.
Законопроект направлен на разрешение указанной коллизии и предусматривает внесение изменений в статьи 251, 293, 294 и 330 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях конкретизации базовых элементов налогового учета операций страховщиков по прямому возмещению убытков.
Статьей 2 законопроекта предлагается придать проектируемым нормам, как не влекущим ухудшения положения налогоплательщиков и направленным на корректный расчет налоговой базы, обратную силу, поскольку один и тот же вид расходов и доходов, формируемых нарастающим итогом для расчета налоговой базы, не должен учитываться по-разному в течение налогового периода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.