Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 344994-5 "Об инновационной деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" содержит расширенное толкование самого понятия "инновационная деятельность" и определяет механизм стимулирования развития инновационной деятельности на различных уровнях.
На протяжении последнего десятилетия в России происходит методичный рост доли сырьевых отраслей в экономике. Это является естественным следствием роста мирового спроса на ресурсы, часть из которых Россия удовлетворяет почти эксклюзивно, и практическим отсутствием внутреннего или внешнего спроса на Российские инновации.
Предметом регулирования проекта федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" являются основные направления деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию инновационной деятельности, а также формы поддержки инновационной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Настоящий Федеральный закон также регулирует отношения между субъектами инновационной деятельности, в частности, саморегулирование субъектов инновационной деятельности.
Законом дает разъяснения понятиям:
- инновация (конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (экономическом обороте);
- инновационная деятельность (как деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и пр.);
- инновационная организация и инновационное предприятие;
- инновационный потенциал (совокупность различных видов ресурсов, включая интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности);
- инновационный проект (проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости, планы и мероприятия по реализации новых видов продукции, технологий, услуг);
- целевая инновационная программа (комплекс организационных мероприятий и инновационных проектов, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций);
- инновационная инфраструктура (совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технополисы, технопарки, учебно-деловые центры, инновационные и венчурные фонды, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры и офисы коммерциализации технологий) и т.д.
В законе дается перечень субъектов и объектов инновационной деятельности, перечислены основные цели и принципы государственной политики по развитию инновационной деятельности в Российской Федерации, определено правовое регулирование в сфере развития инновационной деятельности в Российской Федерации
Деятельность органов государственной власти Российской Федерации по развитию инновационной деятельности сводится в основном к нормативно-правовому регулированию, определению общих принципов, приоритетных направлений, форм и методов развития инновационной деятельности, на разработку и реализацию мер, направленных на стимулирование взаимодействия научных центров и крупных предприятий с инновационными предприятиями, на создание условий для выхода субъектов инновационной деятельности на международные рынки товаров и услуг и прочее.
Органы власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления создают необходимые условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на территории субъектов Российской Федерации, принимают меры по защите прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности на территории субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований и т.д.
Немаловажный фактор - саморегулирование инновационной деятельности. Оно должно осуществляться на основе сочетания принципов саморегулирования субъектов инновационной деятельности и государственного регулирования в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
В целях развития инновационной деятельности, обеспечения координации деятельности организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обсуждения проектов нормативных правовых актов, программ и проектов по вопросам развития инновационной деятельности при органах исполнительной власти Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться Советы по развитию инновационной деятельности. Их функции и полномочия определяются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Поддержка инновационной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления может оказываться за счет средств соответствующих бюджетов и включать в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества, участия в выставках и ярмарках, меры по развитию трудовых ресурсов для инновационной деятельности, меры по развитию деятельности по предоставлению субъектам инновационной деятельности финансовых и иных услуг, а также другие направления поддержки, которая предусмотрена в государственных и муниципальных программах по развитию инновационной деятельности.
Поддержка инновационной деятельности органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется в форме предоставления субъектам инновационной деятельности или организациям инфраструктуры субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и займов, в форме выделения средств на обслуживание долговых обязательств, а также в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Источниками финансирования инновационной деятельности являются собственные средства субъектов инновационной деятельности, средства федерального, региональных и местных бюджетов, целевые средства, внебюджетные источники, в том числе федеральные и другие фонды, иностранные инвестиции, другие, не запрещенные законодательством источники.
Финансовые ресурсы из средств бюджетов на осуществление инновационной деятельности предусматриваются при формировании бюджетов на очередной финансовый год в соответствии с целевыми инновационными программами.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления вправе самостоятельно определять условия и порядок финансирования инновационной деятельности из средств региональных и местных бюджетов.
Предоставление денежных средств на инновационную деятельность из внебюджетных источников может осуществляться как на безвозвратной основе (пожертвования, благотворительная деятельность), так и на возвратной основе.
Финансирование инновационной деятельности из федеральных и других фондов осуществляется в порядке и на условиях, установленных этими фондами.
Убытки, причиненные субъектам инновационной деятельности в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих федеральным законам нормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, подлежат возмещению из бюджетов.
В государственных и муниципальных программах по развитию инновационной деятельности для оказания специальных или дополнительных мер поддержки могут выделяться целевые группы субъектов инновационной деятельности. Это могут быть предприятия производящие товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; малые инновационные предприятия, которые осуществляют разработку и освоение ресурсосберегающих технологий, а также экологически чистых технологий производства и пр. Объем финансирования программных мероприятий по развитию инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой.
Федеральные органы исполнительной власти вправе направлять средства федерального бюджета, предусмотренные на поддержку инновационной деятельности, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе направлять средства своих бюджетов, предусмотренные на поддержку инновационной деятельности, в местные бюджеты.
Субъекты инновационной деятельности при несоблюдении действующего законодательства несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, разрешаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" напрямую не требует расходования бюджетных средств. Однако положения законопроекта предусматривают разработку и реализацию программ развития инновационной деятельности, возможные налоговые преференции субъектам инновационной деятельности, а также другие положения, реализация которых может привести к выпадению доходов федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, а также увеличению расходов федерального бюджета. Оценить точную сумму средств, которая необходима для осуществления структурного сдвига в сторону инновационного развития российской экономики, достаточно сложно, так как в настоящее время определить конкретный перечень мероприятий представляется затруднительным.
Тем не менее, при реализации существующих предложений по налоговому стимулированию инновационной деятельности, например (соответствующий законопроект внесен и находится на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ), в части установления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности по налогу на прибыль (освобождение от уплаты налога на прибыль средств, переданных и полученных организациями, осуществляющими инновационную деятельность, непосредственно на научно-исследовательские и образовательные цели, а также на финансирование фондов поддержки научных исследований), в части налога на имущество (по имуществу, используемому в целях научной и образовательной деятельности организациями науки и высшего образования), в части земельного налога (в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, а также в отношении иных земельных участков, используемых организациями науки, высшего образования, иными организациями, в целях научно-исследовательской деятельности), в части пониженной ставки страховых взносов во внебюджетные фонды в пользу лиц, занятых в организациях науки и инновационных предприятиях, в части введения инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций - суммарное выпадение доходов бюджетной системы РФ может составить 237,8 млрд. рублей в годовом исчислении, в том числе выпадение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации - 180 млрд. рублей.
При реализации существующих предложений по разработке федеральных целевых программ (ФЦП), имеющих ярко выраженный инновационных характер - проект ФЦП "Исследования в области биотехнологий", проект ФЦП "Исследования в области хаотической динамики", проект ФЦП "Развитие муниципальной энергетики регионов России", поддержка научно-исследовательских проектов ведущих ученых России - суммарные дополнительные расходы бюджетной системы РФ могут составить 129,47 млрд. рублей в годовом исчислении.
Содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, расширение сети малых и средних инновационных организаций различных форм собственности, оказание субъектам инновационной деятельности комплексных мер поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, может предусматривать различный комплекс мероприятий, разработка которых будет осуществляться в том числе органами государственной власти субъектов РФ, и, соответственно, финансироваться в том числе за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Увеличение финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, расширение финансирования грантов в области науки, может достигать, по различным оценкам, 58,8 млрд. рублей в годовом исчислении.
Таким образом, вопрос о разработке частных мер по стимулированию инновационной деятельности, об установлении конкретного перечня налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности, о направлениях и перечне программ развития инновационной деятельности, остается открытым и не является предметом рассмотрения данного законопроекта.
Если перед страной ставится задача модернизации экономики и перехода к инновационному развитию, то реализация этой задачи потребует дополнительных расходов (выпадения доходов) бюджетной системы РФ в сумме от 0,0 до 426,1 млрд. рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.