Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 346064-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"
Досье на проект федерального закона
Целью данного законопроекта, подготовленного МИДом России по поручению Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, является отражение современных подходов российского государства к взаимодействию с соотечественниками, выраженному в переходе от гуманитарной помощи к партнерству и сотрудничеству, а также конкретизация положений ряда статей действующего Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
В законопроекте дается уточненное определение понятия "соотечественники за рубежом", исключающее возможность автоматически причислять к соотечественникам всех лиц, проживающих в государствах, входивших в состав бывшего СССР. В новой редакции к соотечественникам относятся граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом, а также лица, проживающие за пределами Российской Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации. При этом слово "как правило" дает возможность отнести к соотечественникам и русскоязычных, проживающих в ряде государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.
В законопроекте прописывается уточненный порядок признания принадлежности к соотечественникам. За основу признания принадлежности к соотечественникам лиц, не состоящих в гражданстве Российской Федерации, предлагается положить принцип самоидентификации, подкрепленный соответствующей общественной или профессиональной деятельностью.
Из действующего Закона предлагается исключить не реализованное положение о государственном документировании соотечественников, поскольку анализ опыта работы иностранных государств со своими зарубежными диаспорами, просчет внешнеполитических, финансовых и юридических последствий свидетельствует о нецелесообразности осуществления на практике этого шага. Вместе с тем предлагается закрепить в новой редакции Закона положение, в соответствии с которым соотечественники могут регистрироваться в общественных объединениях соотечественников и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в этих объединениях российских соотечественников.
В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. корректируются формулировки принципов и целей государственной политики в отношении соотечественников, уточняются некоторые направления поддержки соотечественников в области культуры, языка, образования, информации.
С учетом принятой и реализуемой Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, дополняется статьей содержащей соответствующие положения.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнены положениями о создании советов (комиссий) по реализации государственной политики в отношении соотечественников. Кроме того, вводится статья, устанавливающая права органов местного самоуправления в этой сфере.
В законопроект включены положения о Всемирном конгрессе соотечественников, о Всемирном координационном совете российских соотечественников и координационных советах соотечественников в государствах их проживания, созданных в соответствии с решениями Всемирного конгресса соотечественников (Санкт-Петербург, 2006 г.) и поручением Президента Российской Федерации от 9 июля 2007 года N Пр-1245, а также о моральном поощрении соотечественников, вносящих заметный вклад в развитие связей с Россией, сохранение русского языка и российской культуры за рубежом (система морального поощрения соотечественников разработана в соответствии с вышеуказанным поручением Президента Российской Федерации и утверждена Правительством Российской Федерации).
Некоторые статьи федерального закона исключаются, как потерявшие актуальность, либо дублирующие другие статьи.
Принятие изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" будет свидетельствовать о последовательной линии российского государства на развитие и укрепление связей с соотечественниками, способствовать дальнейшей консолидации и структурированию зарубежных российских общин, налаживанию их эффективного взаимодействия с исторической Родиной.
Деятельность предусмотренных законопроектом органов (Всемирный конгресс соотечественников, Всемирный координационный совет российских соотечественников, координационные советы соотечественников в государствах их проживания) финансируется за счет бюджетных средств, выделяемых Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом на поддержку соотечественников.
Финансирование добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также финансового участия юридических и физических лиц в рамках Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Создание советов (комиссий) в регионах осуществляется за счет имеющихся средств у государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти согласовали законопроект без замечаний. Замечания Минобрнауки России, учтены в представленном законопроекте. Замечания Минэкономразвития России не требуют, по мнению МИДа России, законодательного закрепления, поскольку носят технический характер и могут регулироваться иными, в т.ч. внутриведомственными актами и инструкциями уполномоченного федерального органа исполнительной власти (МИД России).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Перечень
нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" не потребует внесения изменений в действующие нормативные акты, признания утратившими силу или приостановления, принятия иных нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.