Письмо Аппарата Правительства РФ от 18 февраля 2010 г. N 620п-П4
"Заключение на проект федерального закона N 346782-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок", вносимый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК) и Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, направленные на установление порядка подачи заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок, а также порядка рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами указанной категории дел.
По законопроекту имеются следующие замечания.
Положения части третьей статьи 6.1 УПК (в редакции законопроекта), устанавливающие, что при определении разумности срока уголовного судопроизводства учитывается в том числе сложность дела, нуждается в согласовании с частью пятой статьи 139.1 УПК (в редакции законопроекта), в которой говорится о "правовой и фактической сложности дела".
Аналогичные замечания относятся к предлагаемым редакциям части 3 статьи 6.1 АПК и части третьей статьи 6.1 ГПК.
Частью пятой статьи 6.1 УПК (в редакции законопроекта) предусматривается, что по результатам рассмотрения заявления об ускорении сроков рассмотрения дела председатель суда выносит мотивированное определение. Вместе с тем в соответствии с пунктом 25 статьи 5 УПК судебное решение, вынесенное единолично, именуется постановлением.
Кроме того, в части первой статьи 139.1 УПК (в редакции законопроекта) перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решение о прекращении уголовного судопроизводства, необходимо дополнить указанием на руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания, которые в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 39 и частью второй статьи 40.1 УПК также уполномочены принимать уголовные дела к своему производству.
Положения части первой статьи 139.1 УПК (в редакции законопроекта) предусматривают, что заявление о присуждении компенсации в уголовном судопроизводстве может быть подано в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу приговора суда по данному делу либо принятого дознавателем, следователем, прокурором, судом решения, определения, постановления, которым прекращено уголовное судопроизводство. Согласно части 2 статьи 222.1 АПК и части второй статьи 244.1 ГПК (в редакции законопроекта) указанное заявление может быть подано в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта по данному делу.
Указанные положения законопроекта следует привести в соответствие с положениями части 5 статьи 3 проекта федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок". Кроме того, законопроект необходимо дополнить переходными положениями, определяющими порядок исчисления упомянутых сроков подачи заявления о присуждении компенсации в отношении судебных актов, принятых до вступления его в силу.
Представляется также необходимым дополнительно проработать вопрос об исключении из законопроекта положений (пункты 2, 3 и 6 статьи 2), предусматривающих возможность рассмотрения дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок в рамках уголовного судопроизводства, имея в виду возможность рассмотрения соответствующих требований в рамках гражданского судопроизводства.
Пункт 4 части 1 статьи 222.5 АПК и пункт 4 части первой статьи 244.5 ГПК (в редакции законопроекта) предусматривают в качестве основания для возвращения заявления о присуждении компенсации неустранение заявителем обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения. Вместе с тем законопроект не содержит положений, устанавливающих основания для оставления заявления о присуждении компенсации без движения и порядок принятия судом такого решения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункт 4 части 1 статьи 222.6 АПК и пункт 4 части первой статьи 244.6 ГПК законопроекта
В предлагаемой редакции части 2.1 статьи 294 АПК (абзацы четвертый -восьмой подпункта "б" пункта 22 статьи 4 законопроекта) следует уточнить нумерацию.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает с учетом высказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Аппарата Правительства РФ от 18 февраля 2010 г. N 620п-П4 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок", вносимый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был