Письмо Правительства РФ от 18 февраля 2010 г. N 626п-П4
"Заключение на проект федерального закона N 346759-5 "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок", вносимый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроект подготовлен с учетом постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 г. по жалобе "Бурдов против России (N 2)", обязывающего Российскую Федерацию создать эффективное, в полной мере отвечающее международным стандартам средство правовой защиты от нарушений, связанных с длительным неисполнением судебных актов.
Законопроект направлен на обеспечение реализации права граждан Российской Федерации на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебных решений в разумный срок. При этом устанавливаются порядок и сроки подачи заявлений о присуждении компенсаций в случае нарушения указанного права, а также их подведомственность.
По законопроекту имеются следующие замечания.
Часть 1 статьи 1 законопроекта предусматривает, что с заявлением о присуждении компенсации в случае нарушения права на судопроизводство в разумный срок имеют право обратиться лица, являющиеся в судебном процессе сторонами или третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, сторонами в исполнительном производстве, а также подозреваемые, обвиняемые, осужденные, оправданные, потерпевшие.
Вместе с тем указанный перечень лиц, имеющих право обратиться с заявлением о присуждении компенсации, не является исчерпывающим. В частности, в перечень не включены гражданский истец в уголовном судопроизводстве, а также иные лица, в отношении которых производились процессуальные действия и принимались процессуальные решения, затрагивающие их интересы.
Абзацем вторым части 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что стороны исполнительного производства могут обратиться с заявлением о присуждении им компенсации в случае нарушения их права на исполнение судебного акта в разумный срок, не связанного с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если такое нарушение явилось следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения судебным приставом-исполнителем своих обязанностей.
Учитывая, что предметом правового регулирования законопроекта является порядок присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также за неисполнение решений по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, то есть к публично-правовым образованиям, полагаем необходимым дополнительно проработать вопрос об исключении данного положения законопроекта.
Требует уточнения норма абзаца второго части 2 статьи 1 законопроекта в части использования понятия "вина органов суда, органов уголовного преследования".
В части 2 статьи 2 законопроекта предлагается исключить указание на "практику Европейского Суда по правам человека", имея в виду неопределенность данного понятия.
Перечень судов общей юрисдикции, уполномоченных рассматривать в качестве суда первой инстанции дела о присуждении компенсации (абзац первый части 3 статьи 3 законопроекта), необходимо дополнить окружными (флотскими) военными судами.
Норма абзаца первого части 4 статьи 3 законопроекта, определяющая подведомственность федеральным арбитражным судам округов заявлений о присуждении компенсации, нуждается в уточнении в части рассмотрения соответствующих заявлений в случае нарушения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации права на судопроизводство в разумный срок.
Положение абзаца второго части 4 статьи 3 законопроекта, касающееся возможности изложения требования о присуждении компенсации в заявлении о пересмотре судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, нуждается в согласовании с соответствующими положениями части 3 данной статьи в отношении актов судов общей юрисдикции (в том числе с учетом процедуры обжалования в порядке надзора таких судебных актов, предлагаемой проектом федерального конституционного закона N 306985-5 "О судах общей юрисдикции", внесенным Президентом Российской Федерации и одобренным Государственной Думой в первом чтении 29 января 2010 г.).
Согласно абзацу первому части 5 статьи 3 законопроекта заявление о присуждении компенсации в случае нарушения права на судопроизводство в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу. Полагаем возможным рассмотреть вопрос о дополнении законопроекта переходными положениями, определяющими порядок исчисления упомянутых сроков подачи заявления о присуждении компенсации в отношении судебных актов, вынесенных после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ) и до вступления в силу рассматриваемого федерального закона.
Абзацем третьим части 5 статьи 3 законопроекта в качестве должностных лиц, уполномоченных принимать решение о прекращении уголовного судопроизводства, названы дознаватель, следователь, прокурор и суд.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 39 и частью второй статьи 40' Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимать уголовные дела к своему производству и принимать по ним процессуальные решения, в том числе о прекращении уголовного дела, вправе руководитель следственного органа и начальник подразделения дознания.
В части 6 статьи 3 законопроекта целесообразно предусмотреть, что в делах о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок представление интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответствующие финансовые органы либо финансовые органы и государственные органы, органы местного самоуправления, допустившие нарушение, в связи с которым присуждается компенсация, - главные распорядители средств соответствующих бюджетов.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением законопроекта, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает с учетом высказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 18 февраля 2010 г. N 626п-П4 "Заключение на проект федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок", вносимый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был