Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект, разработанный в целях противодействия преступлениям сексуального характера, совершаемым в отношении несовершеннолетних, а также противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции и направленный на защиту нравственности несовершеннолетних, их физического и психического здоровья, заслуживает внимания.
Вместе с тем отдельные положения законопроекта нуждаются в доработке.
В частности, законопроектом предлагается дополнить статью 131 (Изнасилование) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) примечанием, устанавливающим, что в указанной статье, а также других статьях УК совершение преступления в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста, является преступлением, совершенным в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии.
В случае принятия предлагаемой нормы могут возникнуть трудности в применении на практике как самой статьи 131, так и иных статей УК, содержащих указанный квалифицирующий признак.
Например, в соответствии с частью первой статьи 131 УК изнасилованием признается, в том числе, половое сношение с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Исходя из содержания примечания, предлагаемого законопроектом к данной статье, изнасилование потерпевшей, не достигшей двенадцатилетнего возраста, может быть квалифицировано по указанной части данной статьи, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет. Вместе с тем часть четвертая статьи 131 УК, устанавливающая ответственность за изнасилование потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста, в качестве наказания предусматривает лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
Законопроектом предлагается дополнить часть первую статьи 134 (Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста) УК новым составом преступления, предусматривающим совершение иных действий сексуального характера, связанных с сексуальным проникновением и (или) нарушением телесной неприкосновенности лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста. Однако в законодательстве Российской Федерации, а также в законопроекте отсутствует определение понятия "действия сексуального характера, связанные с сексуальным проникновением и (или) нарушением телесной неприкосновенности лица". Между тем неопределенность терминов, используемых в нормативном правовом акте и допускающих усмотрение при применении правовых норм, является коррупциогенным фактором.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть третью статьи 134 и часть третью статьи 135 (Развратные действия) УК. При этом из указанных статей исключаются положения, предусматривающие повышенную уголовную ответственность за преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних, не достигших двенадцатилетнего возраста, что, по сути, вступает в противоречие с концепцией законопроекта.
Частью первой предлагаемой законопроектом новой статьи 151.1 УК предусматривается установить ответственность за использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов. С учетом содержания регулируемых правоотношений ответственность за данное деяние целесообразно предусмотреть в главе 25 УК как за преступление, направленное против здоровья населения и общественной нравственности.
Законопроектом предлагается уточнить диспозицию части первой статьи 241 (Организация занятия проституцией) УК и предусмотреть уголовную ответственность за деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, в том числе за оплату услуг сексуального характера, оказываемых несовершеннолетним (несовершеннолетней). Однако деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, "в том числе оплата услуг сексуального характера, оказываемых несовершеннолетним (несовершеннолетней)", охватываются составом преступления, предусмотренного пунктом "в" части второй и частью третьей указанной статьи. Реализация предложения законопроекта в указанной редакции приведет к коллизии правовых норм, что будет способствовать проявлениям коррупции в правоприменительной практике.
Следует отметить, что законопроектом предлагается корректировка ряда норм УК, закрепленных в данном кодексе Федеральным законом от 27 июля 2009 г. N 215-Ф3. Полагаем, что вопрос о целесообразности реализации соответствующих предложений законопроекта должен рассматриваться с учетом оценки практики применения новелл, внесенных в УК указанным Федеральным законом.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки до рассмотрения в первом чтении.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. N 357П-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних", вносимый депутатами Государственной Думы Н.В. Герасимовой, А.М. Бабаковым, Е.Б. Мизулиной"
Текст письма официально опубликован не был