Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 355723-5 "О внесении изменений в статьи 3, 23 и 47 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристического потока.
Выступая 23 июля 2004 года в г. Геленджике на заседании Государственного совета Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что "наша страна обладает колоссальными туристскими ресурсами. Они есть везде, на всей территории: от Камчатки до Санкт-Петербурга, от Пскова и Великого Новгорода до Краснодарского края", а так же, что "туризм может стать самой динамичной областью экономики и, что немаловажно, потянуть за собой развитие и других сфер". Одной из важнейших, но пока еще не развитых, остается сфера водного туризма.
На сегодняшний день, по оценкам специалистов, культурный и природный потенциал страны используется в целях туризма только на 20%. По сравнению с уровнем западных и европейских стран эти цифры являются ничтожно малыми.
Одной из задач государства в развитии туризма является создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития как въездного, так и внутреннего туризма. Реализация такой задачи требует определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях.
Запрет, установленный статьей 23 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, на плавание по внутренним водным путям России судов под флагом иностранного государства сдерживает не только развитие водного туризма, но и развитие экономики страны в целом.
В этой ситуации уместно привести пример автомобильного туризма, где отсутствуют подобные запреты, а возможности мобильного перемещения по территории страны на много выше, чем в водном туризме.
Следует также учитывать, что общепризнанный экономический эффект от прохождения спортивного или прогулочного судна на протяжении 1000 километров вдоль побережья страны приносит национальной экономике доход не менее 1000 долларов США от каждого члена экипажа такого судна, а их численность может достигать 12 человек.
Уже сегодня Всероссийская федерация парусного спорта ежегодно получает порядка 5000 запросов от зарубежных спортивных федераций парусного спорта и частных любителей путешествий по воде на проход по внутренним водным путям и на участие в соревнованиях в Российской Федерации. К сожалению, практически все эти обращения остаются неудовлетворенными в связи со сложностью процедуры получения разрешений по доступу на внутренние водные пути. Так, в течение 2009 года в Российскую Федерацию зашло не более 20 спортивных судов под флагом иностранного государства.
Предлагаемые изменения позволят значительно увеличить приток валютных поступлений в экономику страны за счет общего увеличения потока иностранных туристов в Россию, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение уровня занятости населения за счет увеличения объема работ российских компаний, занятых в сервисном обслуживании спортивных и прогулочных судов.
Становление и развитие водного туризма является полноценной и неотъемлемой частью развития всего туризма России в целом. Для страны водный туризм, как явление, представляет не только экономический, но и культурно-оздоровительный интерес. Избавление от чрезмерных административных барьеров в водном туризме позволит сделать водные технические виды спорта более привлекательным для граждан Российской Федерации, что положительно скажется в деле укрепления здоровья нации.
С учетом вышеизложенного, основной целью законопроекта является развитие в Российской Федерации водного туризма, увеличение объемов налоговых отчислений, развитие малого и среднего бизнеса, а также создание новых рабочих мест.
Предлагаема форма регулирования порядка плавания по российским внутренним водным путям спортивных и прогулочных судов под иностранным флагом - в виде постановления Правительства Российской Федерации, позволяет сделать данный процесс более гибким, позволяющим своевременно реагировать на возникающие в данном вопросе проблемы, а также оговорить в такого рода Порядке все особенности плавания, в том числе с учетом обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных соглашений и договоров.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статьи 3, 23 и 47 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статьи 3, 23 и 47 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства, а также не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 3, 23 и 47 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 3, 23 и 47 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (с изменениями от 10 августа 1994 года, 29 ноября 1996 года, 19 июля 1997 года, 24, 31 июля 1998 года, 31 мая 1999 года, 5 августа, 7 ноября 2000 года, 24 марта, 30 декабря 2001 года, 24 декабря 2002 года, 30 июня 2003 года, 29 июня, 22 августа 2004 года, 7 марта 2005 года), в части содержания и установления режима пропуска через государственную границу.
2. Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями от 18 июля 1998 года, 24 июня 1999 года, 10 января, 30 июня 2003 года, 29 июня 2004 года).
3. Пункт 5 статьи 1 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 года N 129 (с изменениями от 31 марта 2003 года).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 раздела I
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.