Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 360334-5 "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции N 135)"
Досье на проект федерального закона
Конвенция о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенция N 135) была принята 56-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 23 июня 1971 г. и вступила в силу 30 июня 1973 г.
Предметом Конвенции N 135 являются основные права человека и гражданина, касающиеся свободы деятельности профессиональных объединений, кроме того, стороны при заключении условились о последующей ратификации. В этой связи Конвенция N 135 для ее вступления в силу в Российской Федерации подлежит ратификации на основании подпункта "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Конвенция N 135 учитывает положения Конвенции 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (N 98) и направлена на защиту прав работников на предприятии от любых дискриминационных действий.
Конвенция N 135 устанавливает, что под термином "представители работников" понимаются представители профсоюзов, которые назначены или избраны профсоюзом или членами профсоюзов, или выборные представители, а именно представители, свободно избранные работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства.
Требования Конвенции N 135 соответствуют нормам Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Статья 29 Кодекса определяет представителей работников, которыми могут быть как профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, так и иные представители, избираемые работниками в установленных законодательством случаях.
В соответствии с Конвенцией N 135 представителям работников на предприятии предоставляются соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.
Кодексом для представителей работников установлены дополнительные гарантии. Так, в период ведения коллективных переговоров для них устанавливается особый режим привлечения к дисциплинарной ответственности, изменения и расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Помимо соблюдения общего порядка указанные действия необходимо согласовать с тем представительным органом работников, который уполномочил их на участие в коллективных переговорах. Профсоюз (совет трудового коллектива, иной выборный орган) должен дать предварительное согласие на применение дисциплинарного взыскания (кроме увольнения), перевод на другую работу (в т.ч. и временный), увольнение работника по инициативе работодателя, за исключением увольнения за виновное поведение.
Предоставление определенных гарантий работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы, способствует эффективной защите их от любого действия, в том числе и действия работодателя, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности.
Проведенный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Конвенции N 135 показывает, что в законодательстве Российской Федерации в сфере защиты прав представителей работников на предприятии в полной мере реализуются положения и требования указанной Конвенции.
Ратификация Конвенции N 135 не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, принятие положений Конвенции возможно без внесения изменений в действующее законодательство.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции N 135)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции N 135)" не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции N 135)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции N 135)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции N 135)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции N 135)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.