Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 453990-4 "О внесении изменения в статью 136 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Республики Татарстан
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменение в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), исключив из части 1 статьи 136 положения о том, что решение о создании товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) принимается собственниками жилых помещений в многоквартирном доме на их общем собрании и такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Разработчики законопроекта связывают необходимость внесения изменения с целью приведения положений статьи 136 Кодекса в соответствие со статьями 44 и 46 Кодекса.
Статья 44 Кодекса закрепляет норму о том, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее собрание собственников) является органом управления многоквартирным домом, а также обозначает перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания собственников. При этом в указанной статье количественные показатели для определения наличия кворума при принятии решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников, не установлены.
Согласно части 1 статьи 135 Кодекса, ТСЖ является объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданным для совместного управлением комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Таким образом, именно особый правовой статус ТСЖ, в частности, наделение его правом в ограниченных пределах распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме, обусловливает существование более жестких требований к принятию решения о его создании, а именно - не большинством от общего числа голосов собственников помещений, участвующих в общем собрании собственников, а большинством голосов от общего числа собственников помещений в доме.
Утверждение, содержащееся в пояснительной записке к законопроекту, о том, что количественные критерии при определении наличия кворума, необходимого для принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом, установленные в статьях 46 и 161 Кодекса, не соответствуют таким критериям, установленным в статье 136 Кодекса, для принятия решения о создании ТСЖ, неосновательно.
Согласно статьям 161 и 162 Кодекса, управление многоквартирным домом ТСЖ может осуществлять непосредственно само, либо заключить договор на оказание соответствующих услуг с управляющей организацией.
Вопрос о том, будет ли ТСЖ управлять многоквартирным домом непосредственно само, либо заключит договор с управляющей организацией, должен решаться в соответствии с требованиями статей 44 и 46 Кодекса. Однако следует иметь в виду, что статьи 44, 46, 161, 162 Кодекса не регламентируют вопросов, связанных с созданием ТСЖ.
Кроме того, принятие предлагаемых изменений создает неопределенность с тем, кто и в какой форме рассматривает вопрос о создании ТСЖ.
С учетом изложенного законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.