Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 189885-5 "Технический регламент на пивоваренную продукцию", внесенный депутатами Государственной Думы В.П. Денисовым, А.Н. Хайруллиным, Н.М. Харитоновым и др.
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить:
объекты технического регулирования, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
правила идентификации объектов технического регулирования;
требования безопасности к объектам технического регулирования;
требования к упаковке и маркировке пивоваренной продукции;
правила и формы оценки соответствия объектов технического регулирования.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон), однако отдельные его положения противоречат требованиям Федерального закона, а также Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон).
Так, статья 3 законопроекта не определяет правила идентификации объектов технического регулирования, что не соответствует положениям статьи 7 Федерального закона, в соответствии с которыми технический регламент должен содержать правила идентификации объектов технического регулирования в целях применения технического регламента.
В статье 4 законопроекта при определении основных понятий недостаточно полно приведены их идентификационные признаки. В число основных понятий не вошел термин "дрожжи", соответственно отсутствует его определение. Между тем необходима четкая идентификация дрожжей, применяемых в пивоварении, поскольку дрожжи относятся к основным компонентам пивоварения и определяют в том числе безопасность продукции.
Из пункта 2 статьи 4 законопроекта не ясно, что понимается под термином "хмелепродукты". Определение понятия "пиво" включает в себя признак "содержащий этиловый спирт", однако не определено, в каких количествах этиловый спирт может содержаться в пиве.
В пунктах 4 и 5 статьи 4 законопроекта в отношении понятий "специальное пиво" и "напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные коктейли)" предусмотрено положение о содержании пива не менее 80 процентов и 40 процентов соответственно, однако метод, позволяющий определить процентное содержание пива в указанных напитках, отсутствует. При этом в существующей нормативной базе отсутствует национальный стандарт на напитки, изготавливаемые на основе пива, и, как следствие, апробированные органолептические, физико-химические, микробиологические показатели, показатели безопасности указанной продукции. Также отсутствует метод определения содержания в напитках, изготавливаемых на основе пива, этилового спирта, полученного не путем брожения, а внесенного в данные напитки, что не исключает фальсификации продукции. В проекте также не содержатся критерии подлинности продукции, особенно для напитков на основе пива.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктах 4 и 5 статьи 4" следует читать "пунктах 3 и 6 статьи 3
В пункте 5 статьи 4 законопроекта не раскрыто, что относится к "другим компонентам" и что понимается под "готовым пивом".
В пункте 6 статьи 4 законопроекта в определении термина "пастеризованное пиво" указывается на его "повышенную биологическую стойкость". Однако далее нет пояснения, что такое "повышенная биологическая стойкость". При этом в законопроекте не определены возможные методы обработки пива для повышения его биологической стойкости.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункте 6 статьи 4" следует читать "пункте 4 статьи 3"
Из пункта 7 статьи 4 законопроекта не ясно, как и кем установлена классификация пива; при этом не определены критерии цветности для отнесения пива к светлому или темному.
Используемое в пункте 8 статьи 4 законопроекта понятие "сырье, применяемое для получения пива" не раскрыто.
Из пункта 10 статьи 4 законопроекта не ясно, что понимается под "иными способами" обработки пивоваренного солода.
В пункте 11 статьи 4 законопроекта концентрат пивного сусла определяется как "продукт, полученный путем концентрирования пивного сусла". Такое определение не раскрывает данного понятия.
В пункте 13 статьи 4 законопроекта понятие "вспомогательные средства" определяется как "любые вещества или материалы", при этом законопроект не устанавливает, наличие каких вспомогательных средств и в каком предельном количестве допускается в готовом продукте.
Статья 5 "Требования к безопасности пивоваренной продукции" не содержит требований к безопасности пивоваренной продукции, так как состоит из одного предложения, которое отсылает к приложению 1 законопроекта, в котором приведены показатели безопасности и их нормируемые значения, но не установлены сами требования.
Статья 6 законопроекта называется "Требования безопасности к упаковке пивоваренной продукции", однако согласно Федеральному закону технический регламент должен содержать требования безопасности к объектам технического регулирования, а к упаковке, маркировке объектов технического регулирования должны устанавливаться требования и (или) специальные требования (пункты 3, 5, 9 статьи 7). Корректнее было бы наименование указанной статьи в следующей редакции: "Требования к упаковке пивоваренной продукции".
В пункте 3 части 6 статьи 7 законопроекта предусматривается необходимость указания на потребительской таре пивоваренной продукции минимальной величины объемной доли этилового спирта. Представляется, что также необходимо указывать и ее максимальную величину. Из пункта 9 этой же части не ясно, почему пищевая ценность устанавливается только для пива и не устанавливается для пивных коктейлей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункте 3 части 6 статьи 7" следует читать "пункте 4 части 3 статьи 7"
Статья 10 Закона устанавливает, что информация о товарах, предоставляемая потребителю, в обязательном порядке должна содержать сведения об условиях хранения, причем соответствующая информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом. Однако пункт 7 части 6 статьи 7 законопроекта предусматривает необходимость нанесения информации об условиях хранения лишь в том случае, если они установлены изготовителем, что противоречит указанной статье Закона, а также части 2 статьи 14 законопроекта, в которой предусматривается обязанность изготовителя устанавливать условия хранения.
В части 6 статьи 7 законопроекта не учтены требования статьи 10 Закона, согласно которым информация о товарах в обязательном порядке должна содержать в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента).
Из части 11 статьи 7 законопроекта не представляется возможным сделать вывод о том, что понимается под понятием "стойкость информации".
Все пункты статьи 8 законопроекта носят отсылочный характер, вследствие чего статья не отражает специфики производства пивоваренной продукции; в ней не отражены требования к процессу такого производства, как это предусматривается в ее наименовании.
Кроме того, требования, указанные в пунктах 3, 5 и 6 статьи 8 законопроекта и, соответственно, статьях 10, 11 и 12 законопроекта, не относятся к объектам технического регулирования данного законопроекта, определенным статьей 2 законопроекта.
Статьей 9 законопроекта предлагается установить требования, обеспечивающие безопасность пивоваренной продукции в процессе ее производства. В частности, согласно пункту 1 статьи 9 законопроекта безопасность должна быть обеспечена выбором технологических процессов и режимов их осуществления на всех этапах (участках) производства продукции, обеспечивающих безопасность пивоваренной продукции.
Учитывая, что требования к таким технологическим процессам и режимам их осуществления законопроектом не определены, представляется неясным, в соответствии с какими критериями предлагается осуществлять их выбор.
Исходя из содержания пункта 3 статьи 9 законопроекта, не представляется возможным сделать вывод о том, какой орган правомочен устанавливать порядок организации контроля работы технологического оборудования, обеспечивающий безопасность производимой продукции.
Статья 10 не имеет самостоятельного правового регулирования, так как не содержит требований к сырью, пищевым ингредиентам, добавкам и вспомогательным средствам, используемым при производстве пивоваренной продукции, а дает отсылку к другим техническим регламентам.
Статьей 13 законопроекта, как следует из ее наименования, предлагается установить "требования к производственному контролю". Вместе с тем в данной статье законопроекта какие-либо требования не содержатся, а лишь перечисляются принципы системы производственного контроля.
В качестве одного из таких принципов предусматривается "определение любых опасностей в процессе производства и обращения пивоваренной продукции, которые могут привести к выпуску в обращение пивоваренной продукции, не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона". Однако механизм, позволяющий выявить и определить указанные опасности, законопроектом не определен.
В статье 15 не определено, какими моющими и дезинфицирующими средствами можно обрабатывать грузовые отделения транспортных средств, в которых перевозится пивоваренная продукция.
Из содержания главы 3 законопроекта не представляется возможным сделать вывод о том, что понимается под документами, упоминаемыми в статье 10, части 5 статьи 14, части 8 статьи 15 законопроекта. Также не отражены положения, касающиеся периодичности проведения санитарных обработок, дезинфекции, дезинсекции, дератизации помещений, оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства пивоваренной продукции, для ее хранения и перевозки.
Наименование главы 4 законопроекта "Оценка соответствия пивоваренной продукции и государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона" представляется некорректным, поскольку государственный контроль (надзор) согласно статье 7 Федерального закона является одной из форм оценки соответствия. Кроме того, из наименования главы 4 законопроекта следует, что оценка соответствия устанавливается только в отношении пивоваренной продукции, исключая оценку соответствия процессов ее производства, хранения, перевозки и утилизации, что не соответствует предмету регулирования законопроекта.
Согласно части 2 статьи 19 законопроекта заявителем при декларировании соответствия может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся либо изготовителем, либо продавцом продукции, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации. По сравнению с нормой статьи 24 Федерального закона из круга заявителей, при отсутствии обоснования в пояснительной записке, исключены лица, выполняющие функции иностранного изготовителя, что может привести к возникновению барьера при ввозе импортной пивоваренной продукции.
В части 2 статьи 22 законопроекта закреплен перечень сведений, которые должны содержаться в декларации о соответствии. Вместе с тем в указанном положении законопроекта не отражены такие виды сведений, как наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, наличие которых обязательно в силу пункта 5 статьи 24 Федерального закона, определяющего содержание декларации о соответствии.
В части 2 статьи 23 законопроекта предусматривается, что государственный контроль (надзор) в отношении пивоваренной продукции и процессов ее перевозки, хранения и реализации осуществляется на стадии обращения такой продукции, однако процесс реализации и стадия обращения не определены в качестве предмета регулирования законопроекта.
Следует также отметить, что в законопроекте содержится большое количество отсылочных норм (часть 3 статьи 6, части 5, 7 и 12 статьи 7, пункты 2, 3, 4 и 7 статьи 8, статья 10, пункты 1 и 3 статьи 11, часть 4 статьи 14, часть 7 статьи 15, статья 16, часть 1 статьи 23, статья 24); используются формулировки, имеющие оценочный характер и допускающие неоднозначное толкование: например, "очевидное нарушение" (часть 1 статьи 6), "должны регулярно удаляться" (часть 1 статьи 12), "любые опасности" (пункт 1 части 1 статьи 13), "пригодное транспортное средство" (часть 1 статьи 15); одно и то же понятие определяется терминами-синонимами (в пунктах 2 и 4 части 1 статьи 13 - "контролируемые параметры", а в пункте 3 - "контролируемые показатели"). Данные обстоятельства затруднят установление принадлежности пивоваренной продукции к объекту технического регулирования, ее идентификацию и выявление возможной фальсификации, что может способствовать созданию условий для проявления коррупции.
Недостаточная проработка определений понятий, используемых в законопроекте, правил идентификации пивоваренной продукции, отсутствие в законопроекте положений, устанавливающих требования к технологическим процессам и производственному процессу, механизмов, позволяющих выявить и определить опасности, которые могут возникнуть в процессе производства и обращения пивоваренной продукции, другие указанные недоработки законопроекта позволяют сделать вывод о том, что в представленном виде законопроект в большей степени ориентирован на интересы производителей и продавцов пивоваренной продукции в ущерб защите жизни и здоровья граждан, предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей, что противоречит статье 6 Федерального закона.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.