Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 360981-5 "О внесении изменений в статьи 391 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налог на землю является местным налогом, подлежащим уплате в соответствующие бюджеты муниципальных образований. На сегодняшний день налоговые льготы по земельному налогу (освобождение от уплаты налога) распространяются на некоторые виды юридических лиц (организаций и учреждений), а из физических лиц только на лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Ранее, до 1 января 2006 года - до вступления в силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" - вопросы уплаты земельного налога также регулировались Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю". В соответствии с данным Законом Российской Федерации от уплаты земельного налога из числа физических лиц были освобождены инвалиды I и II групп, участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР".
Однако, с 2006 года ситуация значительно изменилась. Указанные налоговые льготы были отменены, и основной части граждан, имевших льготы по уплате земельного налога, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации было предоставлено право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму в размере 10 тысяч рублей. При этом необходимо отметить, что даже при несоразмерности произведенной замены льгот из списка граждан, получивших указанное право, выпал целый ряд инвалидов I и II группы. Причиной этого стала редакция статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой право уменьшения налоговой базы предоставляется инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лицам, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Анализ обращений граждан к депутатам Государственной Думы свидетельствует о том, что предоставляемый вычет 10-ти тысяч рублей из налоговой базы по земельному налогу не имеет существенного влияния на размер самого налога, что негативно сказывается на расходах наиболее социально уязвимых категорий граждан. Кроме того, для некоторых категорий граждан (инвалиды, пенсионеры и др.) уплата земельного налога становится существенным бременем, когда приходится экономить на всем, в том числе и на собственном здоровье, для своевременной уплаты всех налоговых и коммунальных платежей. Особенно вопрос уплаты земельного налога стал актуальным после введения в действие Жилищного кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации, когда возникла необходимость уплаты земельного налога в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, соответствующая доля в праве на который принадлежит собственникам помещений в таком доме.
С учетом изложенного, а также в целях повышения социальной защищенности отдельных категорий граждан настоящим законопроектом предлагается на уровне федерального законодательства предоставить льготы по уплате земельного налога (освобождение от уплаты земельного налога) следующим категориям граждан:
- Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы;
- инвалидам I и II групп, инвалидам с детства;
- ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий;
- физическим лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Также законопроектом в целях повышения уровня социальной защищенности пенсионеров, предлагается предоставить пенсионерам, получающим пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму в размере 10 тысяч рублей.
Принятие законопроекта благоприятно скажется на имущественном положении социально незащищенных категорий граждан и приведет к снижению социальной напряженности в обществе. При этом выпадающие доходы местных бюджетов могут быть компенсированы незначительными изменениями налоговых ставок по земельному налогу, устанавливаемых представительными органами муниципальных образований в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 391 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с тем, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом, реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 391 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Выпадающие доходы местных бюджетов могут быть компенсированы незначительным изменениями налоговых ставок по земельному налогу, устанавливаемых представительными органами муниципальных образований в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 391 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 391 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.