Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 349811-5 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях создания правовых оснований предоставления возможности субъектам Российской Федерации принимать участие в осуществлении полномочий Российской Федерации в области охраны национальных парков.
В соответствии с частью 7 статьи 2 и Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Для населения, проживающего на прилегающих к национальным паркам территориях, наличие крупных зеленых массивов имеет огромное экологическое и рекреационное значение.
В ряде случаев интенсивное развитие прилегающих к национальным паркам районов, урбанизация территорий и рост численности населения оказывают существенное негативное воздействие на природные комплексы.
В частности, национальный парк "Лосиный остров" испытывает значительную рекреационную нагрузку, которая с годами все более и более возрастает. Так, в 2007 году с территории парка, прилегающей к жилым районам, было собрано и вывезено свыше десяти тысяч куб. м. мусора.
На территории национального парка "Лосиный остров" находилось большое количество промышленных предприятий, большинство из которых обанкротилось. В этой связи, необходимо вывезти свыше трех тысяч куб. м. железобетона, металлических конструкций, кирпича и строительного мусора.
Согласно расчетам, произведенным Академией коммунального хозяйства им. Памфилова, для проведения минимально необходимых природоохранных мероприятий на содержание национального парка "Лосиный остров" в год требуется не менее 500 млн. руб. Вместе с тем, на 2008 год федеральным бюджетом было выделено 19,37 млн. руб., притом что национальный парк "Лосиный остров", занимая в границах города Москвы площадь более 30 квадратных километров, является мощным структурообразующим фактором для всех природных комплексов города, оказывая влияние на состав атмосферного воздуха, гидрологический режим, формирование фауны и флоры Москвы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности и создаются в форме финансируемого из федерального бюджета природоохранного учреждения.
На этом основании, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут участвовать в проведении мероприятий по охране национальных парков, осуществляемых ими за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 16 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" абзацами, предоставляющим право субъектам Российской Федерации участвовать в обеспечении охраны национальных парков в части финансирования мероприятий по сохранению и восстановлению национальных парков с осуществлением указанных расходов за счет средств субъекта Российской Федерации.
Указанные изменения представляются оправданными, поскольку повышенные рекреационные нагрузки национальных парков связаны с посетителями, являющимися жителями конкретного региона.
Правовыми основаниями для внесения законопроекта являются положения статьи 26.3.1. Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации только в случае, если это участие предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 85, пункт 6) органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вместе с тем, финансирование национальных парков, предлагаемое законопроектом, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" создаст необходимые правовые условия, позволяющие субъектам Российской Федерации осуществлять дополнительное финансирование национальных парков в целях сохранения национальных парков как объектов общенационального достояния.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона " О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие указанного законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие указанного законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения актов федерального законодательства.
Принятие указанного законопроекта потребует принятие Постановления Правительства Российской Федерации о порядке согласования участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в финансировании национальных парков .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.