Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 362742-5 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации организация и проведение азартных игр возможны исключительно на территории специально создаваемых игорных зон.
После вступления в силу упомянутого закона была прекращена выдача лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.
Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на организацию и проведение азартных игр в игорной зоне, прекращена с 1 июля 2009 года.
Несмотря на это, к сожалению, продолжается деятельность некоторых нелегальных игорных заведений. В период с 1 июля 2009 года было возбуждено 822 уголовных дела по фактам незаконной деятельности казино и залов игровых автоматов. Из них по статье 171 УК РФ - "Незаконное предпринимательство" - 796 уголовных дел.
Некоторые лица привлекаются также и к административной ответственности. Административные органы передают на рассмотрение арбитражных судов дела о привлечении лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон, и квалифицируют их действия по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Однако при рассмотрении дел данной категории арбитражные суды столкнулись с определенными сложностями. С учетом того, что нормы об ответственности за осуществление игорного бизнеса вне игорных зон в настоящее время отсутствуют, в арбитражных судах выявлены разные подходы.
В частности некоторые арбитражные суды Российской Федерации исходят из возможности привлечения к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр вне специальных игорных зон при отсутствии разрешения.
При этом указывается, что для решения вопроса о возможности привлечения этих лиц к такой ответственности не имеет значения тот факт, что соответствующее решение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр вне специальных зон не может быть получено ни при каких обстоятельствах.
Ряд судов (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа), отказывая в привлечении к административной ответственности, исходит из того, что нормы части 2 статьи 14.1 КоАП РФ охватывают лишь те случаи, когда имеет место нарушение норм Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". А в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр не относится к числу лицензированных.
При таких обстоятельствах обнаружившаяся неопределенность в вопросе применения того или иного закона в конкретном деле не согласуется с требованиями о правильном и единообразном применении правовых норм. Представленный проект федерального закона устраняет этот пробел.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных финансовых расходов средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.