Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 360269-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене 08.11.1968 г. (п. 26 приложения), предписывает, что водители транспортных средств могут пользоваться специальными сигнальными приборами при условии, что не будут поставлены под угрозу другие пользователи дороги и лишь в тех случаях, когда это оправдано срочным характером их поездки.
С учетом этого, п. 3.1 Правил дорожного движения РФ (далее - ПДД) неразрывно связывает возможность отступления водителями транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета от большинства требований ПДД с условиями обеспечения безопасности движения и выполнением неотложного служебного задания.
Кроме того в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Указа Президента РФ от 22.09.2006 N 1042 "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" устройствами для подачи специальных сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях транспортных средств оборудуются транспортные средства пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб и военной автомобильной инспекции, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан.
Между тем, КоАП РФ не увязывает возможность наложения наказания за непредоставление преимущества в движении автомобилю с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (далее - спецсигналы), в том числе имеющему специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с тем фактом, выполнял ли в действительности водитель такого автомобиля срочное служебное задание или нет. Законодательство также не раскрывает само понятие "неотложное служебное задание", а также то, кем такое задание выдается и, самое главное, как это подтверждается в целях рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако, такие сведения могут иметь особое значение, поскольку водитель, обвиняемый в нарушении соответствующих ПДД, может быть подвергнут административному штрафу, лишен права управления транспортным средством на срок до 3 месяцев, а в некоторых случаях (при причинении тяжкого вреда здоровью или смерти человека) даже привлечен к уголовной ответственности.
Кроме того, в КоАП РФ отсутствует административное наказание для водителей транспортных средств, неправомерно использующих спецсигналы (при наличии разрешения на их установку), например, для решения личных вопросов либо в нарушение порядка подготовки и допуска водителей к управлению такими автомобилями.
Например, можно отметить, что сотни автомобилей, которые ежедневно движутся утром по Кутузовскому пр-ту г. Москвы в сторону центра и вечером обратно, в сторону Рублево-Успенского ш., наверное, в большинстве своем не выполняют какое-то неотложное служебное задание, а попросту везут должностных лиц на работу и обратно. Более того, автомобили со спецсигналами могут использоваться для решения различного рода личных вопросов, включая посещение различных культурно-развлекательных мероприятий, сопровождение детей в школу или поездок в магазин, что само по себе, наверное, допустимо при использовании служебного автомобиля, но не может быть оправдано в случае использования при этом специальных сигналов, поскольку, совершенно очевидно, что в таком случае нарушаются права других граждан.
С учетом этого и были подготовлены предлагаемые изменения в КоАП РФ, направленные на обеспечение равных прав участников дорожного движения, повышения уровня правового регулирования вопросов применения специальных сигналов и установление ответственности за их неправомерное использование.
В частности, предлагается установить, что лицо, не предоставившее преимущество в движении автомобилю с включенными спецсигналами, может быть привлечено к административной ответственности только при условии, что такой автомобиль использовался для выполнения срочного служебного задания. Соответственно, с учетом того, что утверждают ПДД, устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории РФ и вводящее понятие "неотложное служебное задание", а также перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются специальные сигналы Правительство РФ, предлагается, что оно же, во избежание внутренних противоречий законодательства и раскрывало бы понятие неотложного служебного задания, а также порядок подтверждения заявления водителя транспортного средства или должностного лица, отдавшего водителю неправомерное распоряжение, о том, что спецсигналы использовались с целью выполнения неотложного служебного задания.
Одновременно устанавливается ответственность за неправомерное использование при движении транспортного средства устройств для подачи спецсигналов (при наличии соответствующего разрешения на их установку), аналогичная той, которая предусмотрена за незаконную установку специальных сигналов и последующее их использование.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.