Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 362502-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов" направлен на совершенствование регулирования процедуры уменьшения уставного капитала хозяйственных обществ, а также повышение защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала в случае несоответствия размера уставного капитала стоимости чистых активов общества.
Федеральным законом от 27.12.2009 N 352-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 352-ФЗ) снят ряд ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала: пересмотрены способы защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменены требования к акционерным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов; кроме того, расширены возможности для выпуска корпоративных облигаций.
В то же время предусмотренные данным законом нормы, регулирующие взаимоотношения общества и его кредиторов при уменьшении уставного капитала, распространяются только на акционерные общества, не охватывая схожие отношения, возникающие в обществах с ограниченной ответственностью.
Кроме того, Законом N 352-ФЗ на все акционерные общества возложена обязанность ежеквартально представлять в регистрирующий орган сведения о стоимости своих чистых активов. Указанные положения являются недостаточно обоснованными, создают дополнительные административные барьеры для хозяйствующих субъектов, созданных в форме акционерного общества, дополнительные расходы.
В соответствии с действующим порядком при подаче в регистрирующий орган каких-либо сведений для внесения записей в Единый государственный реестр юридических лиц руководитель организации должен нотариально удостоверить свою подпись на заявлении установленной формы. За совершение указанного нотариального действия взимается государственная пошлина, сумма которой может колебаться от 200 рублей (п. 1 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ) до нескольких тысяч рублей (за счет дополнительных услуг). Помимо этого, подлинность подписи на заявлении о регистрации заверяется при условии представления выписки из ЕГРЮЛ, выданной, как правило, не позднее чем за 7 дней до даты обращения к нотариусу. В этой связи хозяйствующие субъекты несут дополнительные временные, организационные и денежные издержки, связанные с необходимостью получения выписки из ЕГРЮЛ.
Целесообразность включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о стоимости чистых активов в целях обеспечения открытости таких сведений как для кредиторов общества, так и для иных лиц сомнительна. Стоимость чистых активов без учета других показателей финансово-хозяйственной деятельности организации не дает достаточного представления о платежеспособности организации. На практике необходимую информацию о финансовом состоянии контрагента заинтересованные стороны получают непосредственно от организации в форме бухгалтерской отчетности, годового отчета, аудиторского заключения. В этой связи положение Федерального закона об обязательном ежеквартальном представлении в регистрирующий орган сведений о стоимости чистых активов требует корректировки. В то же время несоблюдение данного правила является основанием для привлечения организации к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом следует отметить, что нормы об обязанности ежеквартального раскрытия сведений о стоимости чистых активов имеют дублирующий характер. В соответствии со статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" Федеральная служба по финансовым рынкам приказом от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утвердила Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в котором содержится перечень случаев, при которых акционерное общество обнародует информацию о стоимости чистых активов, в том числе в форме ежеквартального отчета эмитента.
Законопроектом предлагается распространить нормы Закона N 352-ФЗ, регулирующие права кредиторов в случае уменьшения обществами уставного капитала или снижения стоимости чистых активов общества ниже размера его уставного капитала, на общества с ограниченной ответственностью.
Одновременно законопроектом предлагается отменить обязанность акционерных обществ ежеквартально представлять в регистрирующий орган сведения о стоимости своих чистых активов ввиду того, что:
данную информацию хозяйственные общества, акции или облигации которых находятся в публичном обращении, уже обязаны раскрывать в форме существенных фактов;
данная информация может быть получена на основании анализа бухгалтерской отчетности, публикуемой в годовом отчете;
ЕГРЮЛ на сегодняшний день не является публично достоверным реестром;
регулярное внесение изменений в ЕГРЮЛ требует не только финансовых, но и существенных временных издержек акционерных обществ в связи с необходимостью нотариального свидетельствования заявления и предварительного получения выписки из ЕГРЮЛ.
Вместе с тем законопроектом сохраняются дополнительные гарантии кредиторам. Для этих целей законопроект предусматривает обязанность совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества ежеквартально утверждать отчет об оценке стоимости чистых активов общества и обязанность хранения обществами данных отчетов, которые могут быть предоставлены для ознакомления по требованию заинтересованного лица. Аналогичные правила вводятся в отношении обществ с ограниченной ответственностью.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов"
Введение в действие указанного федерального закона не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Введение в действие указанного федерального закона не потребует увеличения штатной численности сотрудников органов государственной власти. Расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, на осуществление полномочий органов государственной власти не потребуется.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.